Содержание сайта =>> Письма, отклики, переписка
Сайт «Разум или вера?», 17.04.2003, /letters/letter01.htm
 

Rambler's Top100

Это письмо пришло на электронный адрес Натальи Васильевой – автора нескольких материалов, опубликованных на сайте «Разум или вера?». Письмо от её однофамильца Павла Васильева. Что ж, Васильевых в нашей стране много! Наталья Васильева переслала письмо на сайт. Публикуется после получения разрешения на публикацию автора – Павла Васильева.

Наташа,

Прочитал в Интернете ваши письма и статьи, а также отклик на них академика В. Л. Гинзбурга, и хочу выразить свою искреннюю поддержку вашим мыслям. Действительно, о наступающем засилье клерикалов-религионеров в нашей стране надо говорить открыто и предпринимать какие-то реальные действия. Дело даже не в том, что число верующих у нас в стране в общем-то не слишком велико (по различным оценкам от 20 до 40 %), а в том, что в СМИ абсолютно не слышно голосов оппонентов от научного атеизма, очень мало здравомыслящих авторитетных учёных, таких как В. Л. Гинзбург.

В последнее время с подачи церковных деятелей в СМИ начинает распространяться утверждение, что религия и наука не противоречивы по своей сути, а чуть ли не должны дополнять друг друга. При этом цитируют М. В. Ломоносова, что наука и религия «в распрю прийти не могут… разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду восклеплет» (Ломоносов М. Стихотворения).

Однако не надо забывать в какое время жил М. В. Ломоносов, когда иначе и сказать-то было просто нельзя, не дали бы возможности работать 1. Поэтому с позиций тех времён он по сути в этих строках защищает именно науку от «вражды». Хорошо известна его постоянная борьба при жизни с невежеством, предрассудками и церковными циркулярами, мешающими развитию Российской научной школы.

По этому вопросу было написано много работ, в том числе и выдающаяся книга Бертрана Рассела «Религия и наука». В ней отмечается принципиальное различие между исходными установками религии и науки. С современных позиций необходимо также принять во внимание разные типы мышления: в противовес рациональному мышлению исследователей и учёных для религиозных догматиков традиционно гораздо ближе и понятней противоположный тип мышления – иррациональный. К последнему и относится, как подтип, мистическое или религиозное мышление. Если рациональное мышление вполне способно интегрировать знания об окружающем материальном мире без ограничений полета мысли, то иррациональное мышление по определению имеет граничные условия в виде догм и табу, за пределы которых не рекомендуется или запрещается выходить по установленным канонам религиозного клана. К счастью даже верующие великие учёные прошлого неизбежно нарушали эти запреты, следуя рациональной природе человека и делая неугодные церкви открытия в науках. Многие из них поплатились за это, а с другими лицемерная церковь была вынуждена согласиться и приписать себе определенные заслуги.

Многие предпочитают обходить стороной эту тему. Однако губительность распространения религии в обществе, как хорошо известно из истории, прежде всего связана с её негативным влиянием на нравственность людей (восхваление бездумной раболепской идеологии поклонения всевышнему авторитету и его избранным наместникам на Земле) и стремлением духовенства принизить роль науки, любыми путями затормозить научно-технический прогресс. К сожалению, сочувствующие им государственные деятели, порой вовсе не верящие в бога, но руководствующиеся конъюнктурными или шкурными интересами, в последние годы очень щедро профинансировали работы по расширению и углублению этого тухлого религиозного болота, обеспечили попов средствами на строительство роскошных храмов по вся Руси. Они конечно же знали о сотнях ветхих школ, обшарпанных детских приютов и богом забытых интернатов по соседству с этими новенькими или отреставрированными церквями, но они были нагло уверены, что их совесть чиста – ведь так богу угодно!

Наблюдая эту вопиющую несправедливость я теперь отвергаю бытующее даже в среде атеистов мнение о том, что, мол, не надо задевать тонких религиозных чувств верующих. В нашей конституции сказано о свободе религиозных отправлений и свободе совести, но пока ещё, слава разуму, нет статьи запрещающей критику зыбкого и догматичного религиозного мировоззрения с твёрдых позиций научного атеизма. Со своей стороны ведь сами верующие сегодня отнюдь не церемонятся с чувствами людей других убеждений, когда они повсюду методично звонят в церковные колокола, заманивают людей на молебны, либо навязывают прохожим на улицах свои многотиражные пропагандистские издания, раздают Евангелия и забрасывают в почтовые ящики отпечатанные порой в Америке цветастые брошюрки Свидетелей Иеговы.

Кто-то скажет: Ну и что? – пусть себе верят в бога, они нам не мешают и мы их не будем трогать! К сожалению, так могут рассуждать только наивные люди не знающие истории цивилизации, не читавшие вдумчиво «священные писания», не представляющие печальных последствий межрелигиозных конфликтов, не задумывающиеся о своём будущем и будущем своих детей. Конечно, в наше время ни о каком силовом методе борьбы с религиями всех мастей речи быть не может. Однако на мой взгляд, следует вести бескомпромиссную и решительную информационную борьбу с религиозным ханжеством, цинизмом и невежеством, которые вместе с верой в бога повально калечат души людей. Необходимо дать всем ясно понять, что вера в бога есть психическое состояние души с отклонением от нормы, уход из реального мира в иллюзорный с очевидными психическими расстройствами у фанатиков.

А что предлагается взамен? Конечно, как всегда всё давно известно и вроде бы банально просто – предлагается верить в могущество Человека, встать на позиции планетарного гуманизма. Только, пожалуй, следует подчеркнуть, что в отличие от веры в абсолютно мистического бога или поклонения какому-либо сверхъестественному авторитету, предлагается верить во всемогущество человеческого Гения над тайнами Природы и всей Вселенной. Верить в возможность совершенствования лучших черт людей, повышения качества жизни, целенаправленно управлять процессом эволюции человека. Такая вера совместно с уже добытым багажом знаний и достигнутыми высокими технологиями способна преобразить мир в считанные десятилетия и сделать людей гораздо более счастливыми, чем сегодня.

Павел Васильев,
Администратор проекта Геоблок.


См. напр.: Е. О. Шацкий, Церковь, наука и просвещение в России XIX в. (прим. вед. сайт).

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
visit website