Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2010, № 1 (54)
Сайт «Разум или вера?», 03.06.2010, /humanism/journal/54/rebrova.htm
 

Rambler's Top100

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2009/2010 № 1 (54)

ПРАВО И ГУМАНИЗМ

Ирина Реброва

ДОКУМЕНТЫ
о правах человека

и его
обязанностях

 

В статье даётся обзор принятых и предложенных декларативных документов глобального масштаба о правах и обязанностях человека. Эти документы не являются юридическими, их роль – констатация естественно существующих и исторически сложившихся прав, а также связанных с ними обязанностей, следование которым способствует, по мнению авторов документов, достойному, благополучному существованию мирового сообщества.

К настоящему времени опубликовано довольно много глобальных и не глобальных декларативных документов о правах человека и об обязанностях человека, принятых различными организациями, а также проектов такого рода документов, разработанных организациями и отдельными лицами. По существу, все они касаются активных взаимоотношений между человеком, с одной стороны, и его окружением – природой, живыми организмами, другими людьми, обществом – с другой.

Неживая природа, растения и животные взаимодействовать с человеком на его языке не могут, поэтому об их «обязанностях» по отношению к человеку говорить неправомерно. Но нельзя не признать у них «прав» на естественное существование (если иметь в виду закономерности их организации и бытия, нарушение которых будет означать их разрушение) и поэтому можно говорить об обязанностях человека по отношению к ним. Это выражается прежде всего в сохранении и защите природы и животного мира.

Взаимоотношения между человеком и другими людьми, обществом активны с обеих сторон. Права и обязанности – это сбалансированные естественные, исторически сложившиеся и проверенные опытом человечества взаимодействия человека и общества. Логично считать, что если для одной из сторон признаются неотъемлемые права, то для другой должны быть признаны соответствующие обязанности (нравственные правила) по их удовлетворению.

Сравнительный анализ содержания документов не является предметом настоящей статьи, в ней лишь даётся общий обзор существующих глобальных декларативных документов и их проектов. Основная цель статьи – обратить внимание читателя на то обстоятельство, что, с одной стороны, есть «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной ассамблеей Организации объединенных наций (ООН), но, с другой – до настоящего времени этой организацией не принято, несмотря на многие предложения, симметричного глобального декларативного документа об обязанностях человека.

Условно глобальные декларативные документы (и проекты таких документов) о правах человека и об обязанностях человека можно разделить на три вида:

1. О правах человека. Фактически эти права человека декларируются по отношению к природе и обществу, и их можно рассматривать также как обязанности (нравственные правила) общества по отношению к человеку (но не природы, как об этом было сказано выше).

2. Об обязанностях человека. По смыслу – это обязанности (нравственные правила) человека по отношению к природе, живым организмам, другим людям, обществу, а также к самому себе как части природы. Их можно рассматривать также как права природы, живых организмов, других людей, общества по отношению к человеку.

3. Документы, включающие оба аспекта, указанные в пп. 1 и 2, – о правах человека и об обязанностях человека.

Ниже указаны принятые документы трёх этих видов либо проекты подобных документов в приблизительном (поскольку мне неизвестна точная дата обнародования некоторых из них) хронологическом порядке. Информация о них почерпнута в основном из Интернета.

Глобальные декларативные документы о правах человека

 
 

Симона Вейль

 

«Декларация прав человека и гражданина» – политико-правовой акт Великой французской революции 1789 – 1794 гг. Принята Национальным Учредительным собранием в 1789 г. Этот документ – не глобальный, а относящийся только к Франции. Однако его следует упомянуть, т. к. в нём «впервые в истории человечества в систематизированном виде были провозглашены юридические принципы и права, которые легли в основу всего современного правового статуса личности и конституционализма в целом: равноправие людей, естественный характер и неотъемлемость прав человека, народный суверенитет, верховенство закона, право человека на личную свободу и неприкосновенность, свобода совести и выражения мыслей и мнений, презумпция невиновности и др.» [1].

«Пролог к Декларации обязанностей по отношению к человеку» – подзаголовок, который Симона Вейль предпослала в 1943 г. своему произведению «Укоренение. Письмо клирику» [2]. В этой работе она определяет основные жизненные потребности человека, которые должны удовлетворяться обществом и другими людьми. Т. е. она фактически определяет обязанности общества и других людей по отношению к человеку. Хотя она и отмечает, что «человек … имеет … обязанности, среди которых есть и некоторые обязанности по отношению к самому себе», конкретно она их не формулирует.

«Всеобщая декларация прав человека» принята и провозглашена резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. [3]. Этот документ содержит преимущественно положения, касающиеся прав человека по отношению к обществу (при этом подразумевается, что общество должно удовлетворять эти права). Вместе с тем в Декларации есть два положения, в которых упоминается об обязанностях человека, – это статьи 1 и 29.

Следует отметить, что к настоящему времени принят ряд деклараций и конвенций о правах человека, масштаб которых является не глобальным, а региональным, поэтому в данной статье они не рассматриваются. К их числу относятся, например, «Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР» (1991 г.), «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Европейская конвенция о защите прав человека (1950 г .), «Американская конвенция прав человека» (1969 г.) и другие (см. например, документы на сайте [4]).

Недостаточность глобального декларирования прав человека

 

В. П. Эфроимсон

 

Несмотря на широкое признание «Всеобщей декларации прав человека» и ориентации на неё многих законодательных актов различных стран, существуют и мнения о её неприемлемости для некоторых регионов и культур мира и необходимости дополнить её документом об обязанностях человека.

Например, Ю. Соломатин и М. Корнейчук утверждают, что «Всеобщая декларация прав человека» не может рассматриваться как документ, принятый народами всего мира [5]. В частности, они пишут: «До сих пор так называемые “права человека” в странах, принадлежащих к “золотому миллиарду” человечества и составляющих ядро европейско-атлантической цивилизации, их представителями всегда безапелляционно подаются под видом всеобщих, что является для них понятийной “священной коровой”. Между тем, общепринятое определение понятия “права человека” в международном праве практически отсутствует, а содержание его противоречиво. Особенно остро это было прочувствовано мировым сообществом после событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне. Политологи шумно заговорили о межцивилизационном столкновении. И для этого есть определённые основания. Поэтому многие специалисты в области международного права считают, что только изложенного уже достаточно для того, чтобы раз и навсегда закрыть вопрос о так называемых всеобщих правах человека, поскольку не может считаться правом то, что не определено. … Миф о всеобщих правах человека впервые появился в 1945 году в Уставе ООН по инициативе Великобритании, США и некоторых других стран. Он отражал, по сути, общественное и государственное устройство этих стран, которое они, по праву победителя, хотели перенести на послевоенные международные отношения. … Там, где Устав говорит о естественных и неотъемлемых правах человека, имеются в виду не вообще все права и взгляды на жизнь, существующие на Земле, а лишь те, которые сформировались у народов Западной Европы и США в ходе их исторического развития. … Очевидно, что Всеобщая Декларация и права человека – это два несовместимых понятия, так как права человека в западном понимании относятся не ко всей человеческой культуре, а только к западной. Всеобщая Декларация ООН, если она действительно всеобщая, то есть для всех, должна отражать все существующие точки зрения на человека и культуру не одной лишь, а всех существующих на земле цивилизаций, чего в этой декларации на самом деле нет. Поэтому Всеобщая Декларация прав человека ООН, по сути, является не всеобщей, а западной декларацией, навязываемой всему человечеству».

 
 

Н. А. Бердяев

Со времени принятия «Всеобщей декларации прав человека» в 1948 г. многие стали понимать, что глобальное декларирование только прав создаёт определённый дисбаланс в основополагающем представлении человека о его правах и обязанностях. Хотя в этой декларации говорится и об обязанностях (статьи 1 и 29), но говорится недостаточно, да и название документа говорит только о правах. Отсутствие продекларированных обязанностей человека при наличии продекларированных прав человека – это пробел в представлении о мире должного, лишающий человека необходимой ему моральной опоры. В результате существования всеобщей декларации только о правах человека сложилось общее представление об их доминирующей роли в отношениях между человеком и другими людьми, обществом.

Оперирование декларированными понятиями «свобода» и «права человека» в отсутствие балансирующих их декларативных документов об обязанностях приводит к негативным последствиям. Например, в [6] рассказывалось о новом феномене, зафиксированном в странах Запада, – родители боятся собственных детей. Дети ведут себя агрессивно, сознавая себя с рождения «свободной личностью», у которой есть права (об обязанностях, которые тем более не имеют декларативного всеобщего статуса, при этом забывается). В школе учителя боятся учеников – при малейшем конфликте с учителем дети бегут с заявлением в суд.

 

Н. Н. Моисеев

 

Проблема обязанностей весьма актуальна в современном мире, полном противоречий и агрессии. Далеко не все понимают, что права и обязанности неразрывно связаны друг с другом, т. е. если человек имеет права, то другой человек и общество обязаны с ними считаться, следовательно, имеют определённые обязанности. И наоборот, если у общества и других есть права, то человек обязан с ними считаться. Декларирование прав человека – это не всё, что должно быть продекларировано об основах взаимоотношений человека и общества в глобальном масштабе. Организации объединённых наций – высшей светской организации глобального масштаба – необходимо продекларировать также и ответственность, обязанности, долг человека. Только так на глобальном декларативном уровне можно ликвидировать дисбаланс между правами и обязанностями, возникший после провозглашения ею всеобщей декларации только прав.

 
 

С. П. Капица

Существующая потребность в принятии глобальной декларации обязанностей человека предполагает подведение серьёзных научных оснований под это декларирование. Основанием для декларирования (признания существующими) обязанностей человека может служить зафиксированное известным учёным В. П. Эфроимсоном объективное существование в человеческом обществе такого свойства как альтруизм – готовность человека действовать во имя общих интересов в ущерб личным. Это свойство присуще разным людям в различной степени, однако В. П. Эфронмсон показал, что человеческий род только потому и выжил, что обрёл это свойство [7]. В случае признания альтруизма в качестве неотъемлемого свойства человеческого сообщества можно предложить его в качестве одного из оснований для декларирования необходимости (обязанности) заботы человека о благополучии других людей, самоограничения, выполнения долга, гуманного отношения к другим людям, бережного отношения к природе и т. д.

Если считать права человека естественными (такие же естественные права следует провозгласить и для всех других живых существ, которые сами этого сделать не могут), то обязанности – атрибут общественных отношений. Права носят экспансионистский характер, и по мере развития общества, как правило, устанавливаются запреты и обязанности. Поэтому в качестве одного из оснований для декларирования обязанностей человека можно также предложить тот факт, что в результате исторического опыта человечества были выработаны многочисленные моральные нормы поведения, включающие обязанности. Вероятно, они будут необходимы и в дальнейшем. Более того, в связи с возрастающими проблемами экологии человечеству придётся выработать ещё более строгие запреты и обязательства.

 

М. Г. Алиев

 

Приведу несколько суждений известных людей о необходимости глобального декларирования обязанностей.

Уже в 1923 г. Н. А. Бердяев утверждал: «…декларация прав человека должна быть связана с декларацией обязанностей человека. … Права человека предполагают обязанность уважать эти права. … Если все будут очень сильно сознавать права и очень слабо сознавать обязанности, то права никем не будут уважаться и не будут реализованы» [8].

Академик Н. Н. Моисеев писал: «Для того чтобы не допустить катастрофы, согласовать человеческую активность с возможностями биосферы, необходимы и новые формы поведения людей по отношению к природе и друг к другу. Императив экологический влечет за собой императив нравственный. … В ближайшие десятилетия будет мир “нового индивидуализма”, стремящийся к тому, чтобы личность могла максимально проявить свои творческие способности. … Неизбежно должна проявиться и другая, противоположно направленная тенденция, … которая потребует определённых ограничений свободы личности, некоторых новых нравственных начал» [9].

 
 

Е. Л. Фейнберг

В своём выступлении на IV Международных Лихачёвских научных чтениях Председатель Народного Собрания Республики Дагестан, д. ф. н. М. Г. Алиев сказал: «Признание ненасилия, согласия требует определённых ограничений, уступок от человека, государств, отказа от многого в технической, идеологической сфере, области морали и представлении о человеке. Непомерная озабоченность правами человека при явном дефиците обязанностей в отношении других людей, общества, государства, окружающего мира, ситуация, когда все члены мирового сообщества рассуждают о своих правах и никто не торопится брать на себя обязанности, на глазах у всех превращает мир в “войну всех против всех”, где торжествовать могут лишь сильные и бесцеремонные. Мир не может ограничиваться одной “Всемирной декларацией прав человека”. Нужна и “Всемирная или Всеобщая декларация обязанностей человека”» [10].

На сайте Международного совета обязанностей человека (The International Council of Human Duties – ICHD [11]) написано: «Критические проблемы, возникшие перед человечеством в начале 21-го века, требуют принятия новых способа мышления и системы ценностей. … Новый способ мышления должен включать представление о человечестве как составляющей части нашей планеты, чья деятельность оказывает влияние на все живые существа. … В то время как Декларация прав человека является одним из великих достижений 20-го века, в ней отсутствуют обязанности и ответственности в качестве необходимых противовесов правам. Признание и уважение к правам человека требует принятия определённых обязанностей в целях утверждения приемлемого качества жизни для всех людей и сохранения устойчивой окружающей среды для будущих поколений». О Хартии обязанностей человека, провозглашенной ICHD, см. ниже.

 

О необходимости поддержки представлений об обязанностях человека высказывается один из известных российских просветителей проф. С. П. Капица. В мае 2005 г. в телевизионной передаче «Очевидное – невероятное» обсуждались различия в представлениях о правах и обязанностях человека на Западе и Востоке. Сергей Петрович выразил недоумение тем, что есть декларативные документы о правах человека, но почему-то нет документа, в котором декларировались бы обязанности человека. В ходе передачи «Линия жизни» с участием С. П. Капицы, в ответе на заданный ему вопрос о его отношении к восточной науке Сергей Петрович обратил внимание на большее значение, которое придаётся ответственности на Востоке, чем на Западе, и сказал, что в современном мире ответственность очень важна.

Академик Е. Л. Фейнберг писал об ответственности человечества и каждого человека по сохранению уникального природного явления – человечества. А для этого от человека требуется очень многое, что Евгений Львовичи перечислил – это фактически его формулировка обязанностей человека [12].

В передаче «Тем временем» 29.01.2007 (телеканал «Культура») кинорежиссёр А. С. Кончаловский, говоря о кризисе западной культуры, сказал: «Нужны не только права, но и обязанности».

Глобальные декларативные документы (проекты документов) об обязанностях человека

К числу документов об обязанностях человека в принципе можно было бы отнести все существующие с давних времен и действующие в настоящее время моральные кодексы в той их части, где говорится об обязанностях человека по отношению к себе, другим людям, в том числе о безусловных обязанностях не совершать определённые поступки (запретах). Однако в данной статье они не упоминаются, т. к. они: 1) не являются глобальными, а, как правило, распространяются на последователей определённой религии или на граждан конкретного государственного образования; 2) их нельзя назвать декларациями, т. к. они являются строгими предписаниями. Не рассматриваются в данной статье также принятые и предлагаемые декларативные не глобальные документы о защите природы, животных, окружающей среды (например, Американская декларация прав и обязанностей человека, принятая 9-й Международной конференцией американских государств, Богота, 1948 г. [13], международные соглашения (например, Конвенция о биологическом разнообразии, принятая в Рио-де-Жанейро /ru.wikipedia.org/ в 1992 г. и подписанная многими государствами [14].

 
 

Сильвио Пеллико

Ниже приводятся сведения о нескольких известных мне глобальных декларативных документах (или их проектах) об обязанностях человека (в приблизительно хронологическом порядке). Однако начать хочется с книги, которая, хотя и не является глобальной декларацией, но носит название «Об обязанностях человека, наставление юноше». Появилась она ещё в позапрошлом веке. Её автор – итальянский поэт, драматург и мемуарист Сильвио Пеллико (1788 – 1853). Книга издана впервые в 1834 г., на русском языке в Санкт-Петербурге – в 1836 г. Эту книгу А. С. Пушкин горячо рекомендовал подписчикам своего журнала «Современник» (Критический обзор журнала “Современник” № 3 за 1836 г.). Книга переиздавалась во многих странах мира, в том числе несколько раз в России (в каталоге Российской государственной библиотеки числится несколько изданий, последнее – 1907 г.). Через 100 лет переиздание книги в России подготовлено к. т. н. Г. В. Ровенским [15].

Декларация взаимной зависимости: новая глобальная этика (Declaration of Interdependence: New Global Ethics). «Одобренная в 1988 г. на Всемирном гуманистическом конгрессе в Буффало (США) “Декларация взаимной зависимости” имела целью дополнить “Всеобщую декларацию прав человека” (принятую ООН в 1948 г.) кодексом взаимных нравственных, юридических и гражданских обязательств личности и общества в свете глобализации человеческих отношений» [16]. Данная Декларация принята гуманистическими организациями многих стран.

В 1989 г. на международной Конференции по поиску истинного смысла мира (Conference in Search of the True Meaning of Peace, Коста-Рика) был принят проект Декларации обязанностей человека для обеспечения мира и устойчивого развития (Declaration of Human Responsibilities for Peace and Sustainable Development) [17].

 

Р. Леви-Монтальчини

 

В 1991 г. проф. Р. Леви-Монтальчини (Rita Levi-Montalcini) выразила желание сформулировать Хартию обязанностей человека в качестве необходимого противовеса Декларации прав человека. Р. Леви-Монтальчини – итало-американский биолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1986 г. (совместно с С. Коэном) [18]. Хартия обязанностей человека (The Charta of Human Duties [19]) была написана в 1993 г., когда по предложению лауреатов Нобелевской премии проф. Р. Сперри (Roger Sperry) и проф. Р. Леви-Монтальчини был создан Международный совет обязанностей человека (The International Council of Human Duties – ICHD) – международная неправительственная и некоммерческая организация. Её членами являются многие учёные и общественные деятели разных стран, в том числе проф. С. П. Капица. Позднее текст Хартии обязанностей человека получил также название «Триестская декларация обязанностей человека» [20].

В 1997 г. Совет взаимодействия (Interaction Council [21]), авторитетная неправительственная организация, объединяющая бывших президентов и премьер-министров ряда стран всех пяти континентов, предложил проект Всеобщей декларации обязанностей человека. Текст этой декларации и информация о ней содержатся в [22]. Доводы о необходимости принятия Декларации были изложены в 1997 г. в докладе председателя Совета взаимодействия Гельмута Шмидта [23].

В 2000 г. в российской еженедельной католической газете «Свет Евангелия» [24] была помещена беседа с главным редактором редакции католических программ Польского радио о. Гжегожем Доброчиньским. Он сообщил о том, что в 50-ю годовщину принятия Декларации прав человека (1998 г.) в Гданьске (Польша) была провозглашена Декларация обязанностей человека. Её авторы заявили, что в конце столетия, когда каждый только и говорит о свободе и правах человека, необходимо говорить об обязанностях людей – обязанности уважать других, быть терпимым и т. д.

 

В 2004 г. на международном конгрессе «Динамика ценностных ориентаций в современной культуре: поиск оптимальности в экстремальных условиях» (С.-Петербург) сделан доклад «Принятие “Всеобщей декларации нравственных обязанностей человека” как шаг на пути единения человечества». Докладывал к. т. н. Л. И. Зальцман от имени рабочей группы «Землянин» при Санкт-Петербургском союзе учёных, разработавшей данный проект [25, 26].

Проект Всеобщей декларации обязанностей человека предложен в 2005 г. Юрием Пантелеевым, ассоциированным профессором Латвийской академии художеств [27].

Проект «Розенкрейцерская декларация обязанностей человека» размещён на сайте [28]. В комментарии говорится: «Как показала история, нормальное функционирование общества зависит от точного равновесия между правами и обязанностями каждого человека».

Член РГО к. ф. н. И. И. Кондрашин предложил проект «Всеобщая декларация обязанностей человека» [29]. Он пишет: «Принята “Всеобщая декларация прав человека”, в то время как обязанности человека пребывают в незаслуженном забвении. … Вполне естественно, что давно настала пора для мирового сообщества одобрить и принять вторую неотъемлемую часть нравственного императива».

На сайте ИнтелТех (Институт интеллектуальных технологий при Международной академии информационных технологий (МАИТ) [30], который ведёт академик МАИТ В. Н. Третьяков, имеется страница «Планетарная ответственность», на которой, помимо некоторых документов, уже указанных в данной статье, приводятся сведения о нескольких других принятых глобальных декларациях (и их проектах), связанных с обязанностями человека. Ниже привожу некоторые сведения с сайта ИнтелТех (взяты в кавычки) и сведения, которые удалось прочитать на сайтах, открывающихся со ссылок этого сайта.

– «Universal Declaration on Democracy» (Универсальная декларация о демократии). Одобрена Межпарламентским Союзом в 1997 г. Провозгласила демократию неотделимой от прав, которые должны сопрягаться с индивидуальной и коллективной ответственностями.

– Declaration of Responsibilities and Human Duties – /globalization.icaap.org/content/v2.2/declare.html (Декларация ответственностей и обязанностей человека). Принята группой высокого уровня, возглавляемой Ричардом Дж. Голдстоуном, под покровительством города Валенсия и ЮНЕСКО. Инициирована и организована Валенсийским Фондом «Третье тысячелетие». Среди принявших участие в составлении проекта данной декларации указаны российские граждане: Эднан Агаев, Сергей Капица, Владимир Ломейко.

– «The Earth Charter (Хартия Земли). Оформлена в 2000 г. Также может рассматриваться как «Декларация об обязанностях и ответственностях Человека». Хартия открыта для присоединения к ней организаций и частных лиц.

– «/www.laetusinpraesens.org/docs00s/respon.php Универсальная декларация человеческих взаимоотношений». Проект, предложенный Энтони Джаджем (Anthony Judge) в июле 2007 г. Оригинальное название этой декларации – Universal Declaration of Responsibilities of Human Intercourse. Я бы предложила несколько другой перевод названия: «Универсальная декларация обязанностей при взаимодействии людей».

– «Всеобщая декларация ответственности человека (/tvinteltech.narod.ru/UDHResp.html) – проект, предложенный В. Н. Третьяковым для рассмотрения в Департамент Общественной Информации ООН для обсуждения и возможного продвижения». На сайте представлено также обсуждение данной декларации.

Документы, в которых говорится и о правах, и об обязанностях человека

 

В 1998 г. резолюцией 53/144 Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (Declaration on the Right and Responsibility of Individuals, Groups and Organs of Society to Promote and Protect Universally Recognized Human Rights and Fundamental Freedoms) [31]. В данной Декларации определяются в основном обязанности и ответственность государств, групп и органов общества по защите прав человека. Содержится лишь одна статья, касающаяся обязанностей человека: «18.1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом и в обществе, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». Эта статья почти дословно повторяет имеющуюся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. статью «29.1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности».

Планетарный билль о правах и обязанностях. Входит в качестве раздела VII в состав декларации «Гуманистический манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму» [32], который подписали общественные деятели и учёные многих сран. В билле поясняется: «Он (билль) включает в себя “Всеобщую Декларацию прав человека”, но идёт дальше и содержит некоторые новые положения». Действительно, в нём говорится в основном о правах человека, но содержатся и некоторые положения, касающиеся обязанностей человека по отношению к самому себе и к обществу, например: «Мы должны стремиться к тому, чтобы обеспечить каждому человеку экономическую безопасность и достойный заработок. … Важнейшим условием достижения этой задачи является готовность людей помогать самим себе: каждый должен прилагать собственные усилия к тому, чтобы иметь достаточный доход. … Те, кто предпочёл иметь детей, берут на себя определённые обязательства: родители должны создать детям безопасную и благожелательную обстановку. … Нужно всемерно повышать в учащихся “планетарную грамотность”, то есть сознание ответственности за окружающую среду».

Декларация о правах и достоинстве человека X Всемирного Русского Народного Собора принята в 2006 г. [33]. «Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС) – это международная общественная организация и форум, цель которой – привлечение общественного мнения к наиболее острым вопросам современности» [34]. Ни в названии этой организации, ни в текстах на указанном сайте не говорится, что её деятельность распространяется только на православных верующих. Кроме того, она является международной организацией. Поэтому данную декларацию можно считать адресованной к любому человеку Земли. В частности, там говорится: «Вечный нравственный закон имеет в душе человека твёрдую основу, не зависящую от культуры, национальности, жизненных обстоятельств. … Права и свободы неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью человека. Личность, реализуя свои интересы, призвана соотносить их с интересами ближнего, семьи, местной общины, народа, всего человечества».

И, наконец, о моих личных усилиях. Мой первоначальный интерес к данной проблеме (в то время я ничего не знала о других проектах) нашел воплощение в 2006 г. в статье [35]. Предложено несколько положений в качестве дополнений к Всеобщей декларации прав человека.

Альтернатива

 
 

Пол Куртц

Как мне представляется, если бы не была принята Всеобщая декларация прав человека, то не возник бы и вопрос о глобальной декларации об обязанностях человека. Вместо этого ООН могла бы принять глобальный декларативный этический документ, рекомендующий (как и любой декларативный документ) нормы поведения человека и общества. Прообразами такого документа являются фактически многочисленные созданные человечеством на протяжении веков этические и моральные кодексы, содержащие предписания о поведении человека. Если раньше они были основаны на страхе перед божьей карой, то современный глобальный этический документ мог бы быть рассчитан на самосознание цивилизованного человека. В таком документе могли бы найти отражение современные представления как о правах, так и об обязанностях человека по отношению к природе, живым организмам, другим людям, обществу.

П. Куртц (Paul Kurtz – почётный профессор Университета штата Нью-Йорк в Буффало, Президент Международной академии гуманизма, председатель Транснационального центра исследований, Амхёрст, США) пишет: «Имеются объективные, общие для всех моральные принципы, и есть типы поведения, которые безусловно недопустимы … я хочу закончить постановкой новой нравственной задачи, вполне реалистичной и достижимой. Человек в состоянии распространить свою нравственность до масштабов мирового сообщества, частью которого каждый из нас является» [36].

8 – 12 апреля 2009 г. в г. Вашингтоне (США) прошёл XII Мировой конгресс научно-просветительских Центров исследований и гуманистических организаций под названием «Наука, социальная политика и планетарное сообщество». На заседании «Планетарная этика» была отмечена необходимость выработки и принятия на планетарном уровне общих этических принципов, которые отражали бы глобализацию культурных процессов и вместе с тем не разрушали бы своеобразия региональных, национальных и индивидуальных моральных кодексов и стилей жизни [37].

Попыткой (предполагаю, что одной из попыток) подобного документа является предложенный мною «Кодекс рекомендаций, содействующих достойной, благополучной и счастливой жизни человека» [38]. Он предлагает человеку осознать своё место и роль в окружающем мире, максимально использовать предоставляемые им возможности и добровольно принять и выполнять необходимые обязанности.

Заключение

 

Насколько мне известно, до настоящего времени ООН не приняла ни одного из упомянутых выше проектов декларативных документов об обязанностях человека, а также каких-либо других глобальных декларативных документов подобного рода. На мой запрос в адрес службы ООН inquiries2@un.org «Was there ever been adopted or affirmed by UN some declaration (charter or other document) of human duties (responsibilities)?» был дан ответ с адреса unreference@un.org. По результатам поиска по словосочетанию “human responsibilities в Библиотеке ООН имени Дага Хаммаршельда (United Nations Dag Hammarskjold Library)” в ответе приведены ссылки на три документа, где упоминается “human responsibilities”. Два из них касаются проблемы ВИЧ-инфицированных и людей, больных СПИДом. Третий документ – это упомянутый выше в данной статье проект Декларации обязанностей человека для обеспечения мира и устойчивого развития (Declaration of Human Responsibilities for Peace and Sustainable Development). Этот проект был предложен Генеральной Ассамблее ООН (UN Document Symbol: A/44/626). В ответе также сообщалось, что никакой декларации ООН (по обязанностям человека) не существует (ответ 17.11.2009: «There is no UN declaration as such»).

Почему-то ООН пока не приняла подобного документа, несмотря на то, что ряд проектов ей представлялся. Наличие значительного числа проектов глобальных декларативных документов об обязанностях человека даёт основания утверждать, что довольно большое число людей в мире считает необходимым принятие такого документа. До тех пор, пока сохраняется дисбаланс между глобальным декларированием прав человека и его обязанностей, обусловленный принятием и действием только одной декларации – Всеобщей декларации прав человека, необходимы усилия по урегулированию этого положения. Варианты этого урегулирования могут быть следующими:

1. Подготовка и принятие ООН глобального декларативного документа об обязанностях человека, равноценного по своему статусу Всеобщей декларации прав человека.

2. Пересмотр Всеобщей декларации прав человека с включением в её название и содержание положений об обязанностях человека и принятие ООН Всеобщей (глобальной) декларации прав и обязанностей человека с одновременной отменой Всеобщей декларации прав человека.

3. Подготовка и принятие ООН глобального декларативного этического документа о правах и обязанностях человека и его взаимодействии с природой, живыми организмами, другими людьми, обществом с одновременной отменой Всеобщей декларации прав человека.

Варианты 2 и 3 можно считать маловероятными, поэтому наиболее реален вариант 1.

Возможно, мировой общественности стоило бы подготовить проект глобального декларативного документа об обязанностях человека, обобщающий содержание всех имеющихся проектов, и настойчиво требовать его принятия Генеральной Ассамблеей ООН, т. е. принятия на уровне, который не ниже того, на котором принята Всеобщая декларация прав человека. Надеюсь, что данная статья обратит внимание читателей, общественных деятелей и организаций на существующий дисбаланс в сфере глобальных декларативных документов о правах человека и об обязанностях человека и будет способствовать определению ими своей позиции по данному вопросу и усилиям по принятию ООН всеобщего декларативного документа об обязанностях человека.

Информационные источники (все ссылки на Интернет-страницы по состоянию на 27.12.2009)

 
  1. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. /slovari.yandex.ru/dict/jurid/article/jur1/jur-1517.htm
  2. Вейль С. Укоренение. Письмо клирику. Киев: Дух и литера. – 2000. – 350 с. /www.krotov.info/library/03_v/vey/l_00.htm
  3. Всеобщая декларация прав человека. /www.un.org/russian/documen/declarat/declhr.htm
  4. Декларации, заявления и другие материалы по правам человека, /www.un.org/russian/documen/declarat/hrdechron.htm
  5. Соломатин Ю., Корнейчук М. Права человека: какого? // Твоё время. – 2003. – № 4. /www.ytime.com.ua/ru/19/69/4
  6. Головина Е. Долой свободу личности // Московская правда, 25.11.2006.
  7. Эфроимсон В. П. Родословная альтруизма // Новый мир. – 1971, № 10. /vivovoco.ibmh.msk.su/VV/PAPERS/ECCE/VV_EH12W.HTM
  8. Бердяев Н. А. Философия неравенства (Письмо седьмое. О либерализме). Париж: YMCA-Press. – 1990. /www.vehi.net/berdyaev/neraven/07.html
  9. Моисеев Н. Н. О единстве естественнонаучного и гуманитарного знания // Человек. – 1992. – № 2. – С. 5 – 16.
  10. Алиев М. Г. Глобализация и культура согласия. Доклад на IV Международных Лихачёвских научных чтениях (20 – 21 мая 2004 г.). /lihachev.ru/chten/2004god/1830/1998/
  11. International Council of Human Duties, /www2.units.it/~ichd/
  12. Фейнберг Е. Л. Кредо // Здравый смысл. – 2006/2007. – № 1 (42). – С. 8 – 9. /humanism/journal/42/fainberg.htm
  13. American Declaration of the Rights and Duties of Man. /en.wikipedia.org/wiki/American_Declaration_of_the_Rights_and_Duties_of_Man
  14. Конвенция о биологическом разнообразии. /www.un.org/russian/documen/convents/biodiv.htm
  15. Рекомендовано Пушкиным, /www.pushkin-book.ru/?id=255
  16. Гинзбург В. Л., Кувакин В. А. Международное гуманистическое движение и «Манифест 2000» // Вестник РАН. – 2000. – Т. 70. – № 6. – С. 483 – 493 (См. также на сайте «Разум или вера?», /ginzburg/09.htm)
  17. Декларации обязанностей человека для обеспечения мира и устойчивого развития, /daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N89/241/61/IMG/N8924161.pdf?OpenElement
  18. Леви-Монтальчини, Рита. Энциклопедия «Кругосвет»
  19. The Charta of Human Duties. /www2.units.it/~ichd/
  20. The Triest Declaration of Human Duties. /profiles.nlm.nih.gov/JJ/B/B/S/Z/_/jjbbsz.pdf
  21. Interaction Council, /www.interactioncouncil.org
  22. Толпегин А. М. Свобода и ответственность неразделимы. Приложение: Всеобщая декларация обязанностей человека (проект Совета взаимодействия) // Здравый смысл. – 2006. – № 3 (40). – С. 53 – 55. /humanism/jоurnal/40/tоlpegin.htm
  23. Шмидт Г. Пора поговорить об ответственности человека, /www.oneworld.ru/lucis-rus/goodwill/hum-resp.htm
  24. Свет Евангелия. – 2000. – № 45 (300).
  25. Землянин, /zemljanin.narod.ru/notebook.htm
  26. Всеобщая декларация нравственных обязанностей человека, /zemljanin.narod.ru/declar.htm
  27. Пантелеев Ю. Всеобщая декларация обязанностей человека, /www.dialogi.lv/article.php?&id=1870&la=l
  28. Розенкрейцерская декларация обязанностей человека. /luxaur.narod.ru/rubrika09/0007.html
  29. Кондрашин И. И. Всеобщая декларация обязанностей человека, /ikondrashin.narod.ru/rus/intros/kond/rights.htm
  30. Планетарная ответственность, /tvinteltech.narod.ru/plan_respon.html
  31. Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, /www.un.org/russian/documen/declarat/defender.htm
  32. Гуманистический манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму // Современный гуманизм. Материалы и исследования. – М.: Российское гуманистическое общество. – 2000. – С. 28 – 66. /www.krotov.info/libr_min/k/kur/tz.htm
  33. Декларация о правах и достоинстве человека X Всемирного Русского Народного Собора (принята 4 – 6 апреля 2006 г.). /www.sedmitza.ru/index.html?did=32259
  34. Международная общественная организация Всемирный Русский Народный Собор, /www.vrns.ru/
  35. Реброва И. М. Предложение о включении во «Всеобщую декларацию прав человека» положений об обязанностях человека // Здравый смысл, 2005/2006, № 1 (38), с. 55 – 56. /humanism/journal/38/rebrova.htm
  36. Куртц П. Нравственность естественна // Здравый смысл. – 2007. – № 4 (45). – С. 8 – 11. /humanism/journa1/45/kurtz.htm
  37. «Наука, социальная политика и планетарное человечество»: XII мировой конгресс научно-просветительских Центров исследований и гуманистических организаций, г. Вашингтон // Здравый смысл. – 2009. – № 2 (51). – С. 18 – 19. /humanism/journa1/51/congress.htm
  38. Реброва И. М. Кодекс рекомендаций, содействующих достойной, благополучной и счастливой жизни человека // Здравый смысл. – 2008. – № 2 (47). – С. 48 – 51. /humanism/journal/47/rebrova.htm

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru