Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2010, № 1 (54)
Сайт «Разум или вера?», 04.04.2010, /humanism/journal/54/lyashenko.htm
 

Rambler's Top100

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2009/2010 № 1 (54)

РЕПЛИКА

 

Всеволод Ляшенко

Партия 
гуманистов.

Желательно?
Возможно?

Вопрос о том, желательно ли и возможно ли создание партии гуманистов, обсуждается, но эпизодически и как-то вяло. Скажем прямо – то, что можно назвать гуманистическим движением (на деле есть только его зачатки), обязано помолодеть. Маловероятно достичь этого без конкретной структуры, называть ли её партией или общественным движением. Молодёжь, даже узко прагматичная, хочет выдвигаться, обгонять стариков, демонстрировать ум и отвагу, даже если это грозит не только полицейскими дубинками, но и выстрелом из-за угла.

Мы иногда презрительно называем политику «грязным делом», а между тем на наших глазах начинаются и прекращаются войны, распадаются государства, рушатся и созревают мировые идеологии, и всё это совершается в форме политики, в которой партии играют «авангардную» роль. Вопрос лишь в том, какой характер имеет та или иная партия и, конечно, какова её идеологическая установка.

Формально, будучи апатичным или невежественным, можно удовлетвориться существованием партии власти, которой прочие не могут противостоять. За ней – большинство Думы и всякие финансовые и промышленные корпорации. Правящий политический класс имеет реальную власть и реальные деньги. Наша партия власти необходима уже для того, чтобы никто другой не мешал «вертикали власти» руководить и держать на местах «своих» начальников. Другие партии стараются получить некие «кремлёвские кусочки».

Если мысленно представить себе партию гуманистов, то придётся признать, что она не может стремиться стать партией власти или даже просто «проталкивать» своего депутата в Думу или хотя бы вести в областные начальники. Гуманизм как явление общества – это иная, высшая сфера деятельности, чуждая административным властным отношениям и не разделяющая людей на «наших» и «не наших».

Не так-то просто сформулировать определение гуманизма, приемлемое для значительного большинства его приверженцев. Обсуждению смысла гуманизма посвящено много научных монографий, статей, конференций и обсуждений в Интернете… Конечно, анализ «гуманистической идеологии» может быть одной из побочных целей предполагаемой партии, если при своём «ЦК» у неё будет «идеологический отдел». В целом, думаю, гуманизм связан с повышением качества гражданских отношений в обществе, уровнем образования и науки, но это не звучит достаточно конкретно.

«Боевые» цели Российского гуманистического общества (как они были записаны 10 лет назад в Уставе) – это:

«– содействие развитию гуманизма, в том числе разработке, распространению и утверждению в российском обществе идей светского, гражданского гуманизма, свободомыслия;

– содействие изучению принципов научно-атеистического и других форм нерелигиозного мировоззрения (скептицизма, агностицизма, индифферентизма по отношению к религии)».

Для этого РГО «1) осуществляет просветительскую деятельность по своей тематике; 2) содействует распространению и защите ценностей гуманизма – свободы, ненасилия, человеческого достоинства, милосердия, равноправия и социальной справедливости; 3) содействует объединению людей, разделяющих идеи и принципы гуманизма; 4) содействует разработке учебных и воспитательных программ, культивирующих в мышлении и психологии здравый смысл, научность, объективность и гуманность; 5) содействует проведению научного исследования различных форм фанатизма, мистицизма, традиционных и нетрадиционных форм религиозного мировоззрения, суеверий, другой ненаучной или антинаучной идеологии и практики; 6) организует проведение научного изучения и независимой экспертизы заявлений о паранормальных, таинственных и мистических явлениях с целью выяснения их реальной достоверности…» (/www.humanism.ru/ustav.htm).

Привожу эти цитаты, поскольку в дискуссии на /groups.google.ru/group/civilhumanism никто не вспоминает об этом, также как и о том, что в работах А. Круглова (/www.humanism.ru/humanism.htm) и в учебнике по гуманизму есть определённые суждения по вопросу о соотношении понятий «гуманизм» и «политика» (/www.humanism.ru/status3.htm).

В практике РГО много усилий тратится на продвижение гуманизма в школы и вузы, на разоблачение лженауки типа астрологии и новейших лженаук, сочиняемых с коммерческими целями. Другой задачей является противостояние клерикализму, т. е. слиянию церкви с государством, невиданным архаическим попыткам внедрить догмы РПЦ в школы и университеты, проникновению РПЦ в армию и на флот (да здравствует бравый солдат Швейк!). На этом уровне были и победы – дружным натиском учёных обязательное преподавание Закона Божьего в школах всё же пока не состоялось.

Но нужно принять во внимание, что атеизм как идея и общественные организации существует и автономно, независимо от гуманизма.

А что же главное? Простите за очевидность, за простоту формулировки, но главное – это всё-таки сохранить лучшее, и – не просто как попало, а в виде мечты и усилий пододвигать, побуждать граждан к созданию дееспособной страны, живущей по законам, а не «по понятиям».

Теоретически говоря, партия или общественно-политическое движение должно бы именоваться «Гуманисты России» и не только потому, что язык нашего гуманизма – преимущественно русский, но и потому, что наши понятия в этой области выросли из отечественного, традиционно оппозиционного начальственному беспределу, менталитета. Сохранить, или создать заново культурную, не «крутую», а вполне миролюбивую, дееспособную страну – шутка ли? С чего хотелось бы начать?

Общественная мораль… Существовала у империалистов такая симпатичная припевка «Никогда, никогда, никогда англичанин не будет рабом!» А в ранней советской России букварь начинался со слов «Мы не рабы. Рабы не мы» (потом их как-то убрали). Нет более такой припевки, зато есть подспудное убеждение в том, что непонятно какая из непонятных «силовых структур» может произвольно обратить в раба почти любого гражданина (об этом недавно свидетельствовал поток разоблачений милицейских злоупотреблений). Кому нравится жить в постоянном нарушении закона? Да приходится, потому что коррупция чиновников у нас значительно превосходит времена, воспетые в пьесах Островского и Сухово-Кобылина. А кто «даёт на лапу», тот по закону также преступник.

Итак, свободный человек… Не только формально свободный, но уверенный в своём гражданском достоинстве. Ощущение достоинства плохо соответствует российским традициям, и это не удивительно. Сотни дореволюционных лет достоинство определялось чином, а затем десятки послереволюционных лет недостойными оказались дети ранее «достойных» лиц – в том числе – интеллигентов… Подавление интеллигенции в годы репрессий, как мы знаем, было традицией, кое-кто скрывал своё происхождение, хотя оно не было дворянским. Кажется, те годы ушли, однако интеллигенты, существующие на «бюджетном обеспечении», опять оказались недостойными, потому что они – беднее всех. И их хозяйство беднее прочих хозяйств – школы, больницы, библиотеки, музеи, многие научные учреждения… Они финансируются заведомо скуднее, чем в странах Европейского союза. Вот известный нам товарищ Обама недавно провозгласил, что наш век – это век науки. У нас тоже кое-что на этот счёт провозглашают, только там, у них, финансирование науки организовано на самом деле, а у нас… не тут-то было. От нас «туда» удаляются самые способные учёные, и «там» они оказываются среди достойных лиц – хотя бы по уровню пенсии.

Предполагаемая партия гуманистов, которую очень трудно, если вообще возможно, организовать, должна стать сообществом интеллигентов, потому что только достойный уровень образования, социального обеспечения и науки может в дальнейшем обеспечить стабильное существование страны (о гумпартии как партии интеллигентов настойчиво говорят вятские гуманисты, см. /www.kgumanizmu.narod.ru/books.html).

Россия на самом деле богата, в том числе умными и талантливыми, серьёзными и порядочными людьми. Воспитывать, сохранять, объединять интеллигенцию – что же может быть важнее для только что явившихся на свет, только-только оформляющихся групп гуманистов? А партия?.. Она может появиться сама, без чрезвычайных усилий, лишь бы её работа была разумна и не сводилась к формуле «кто кого перекричит». Некоторые гуманистические по сути группы в нашем обществе просто бросаются в глаза как кандидаты в реальные гуманисты. В первую очередь те, которые заботятся о больных и бездомных детях (число которых по отдельным газетным сообщениям просто чудовищно). У нас имеются спецучреждения и законы для организации усыновления или создания «коллективных семей»… Оказывается, это очень трудно – уложения мешают! А ведь этим людям нужно помогать! Им следует объединяться! (Была у нас, правда, партия пенсионеров, бодро развивавшаяся, да только быстренько съели (поглотили) её партийные соседи).

А вот большая, вероятно, единственная в мире группа – поисковики. Те, кто уже десятки лет, несколькими поколениями ищут страшные следы войны – неизвестных, второпях захороненных солдат. Найти имена хотя бы нескольких и захоронить с честью – значит воспитать целый комплекс мужества, выносливости, гражданственности… У поисковиков есть своя организация, и её смело можно назвать гуманистической.

А недавно (начало января 2010) по телевидению прозвучала жалоба. Подростки решили возобновить Тимуровское движение, и вдруг оказалось, что никому не интересно, как будто бы не нужно… Но на самом-то деле – очень нужно, только во главе должны стоять несколько взрослых грамотных гуманистов.

Гуманисты нужны – как профессора-теоретики, так и добрые люди – практики. И гуманизма нам страшно недостаёт, как ежедневного витамина. Ведь каждый вечер граждане получают очередную порцию теле-жестокости, дурацкого суперменства и (прошу извинить) слюнявой любви пополам с порнушкой. И гуманист, который найдёт достаточно такта, чтобы выступить против этого тумана и хоть высмеять его… Да он сразу станет подобен рыцарю Ланцелоту!

Так вот – очень трудно, опасно и денег нет, а – нужно, потому что лишь говорить о гуманизме – недостаточно.

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru