Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2009, № 3 (52)
Сайт «Разум или вера?», 04.10.2009, /humanism/journal/52/kozlov.htm
 

Rambler's Top100

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2009 № 3 (52)

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Эраст Козлов

НРАВСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ:

говорят директора
московских школ

   

В Российской академии образования разработан полный общенаучный учебный курс светской этики с программами и учебниками для школьников 1 – 11 классов с делением по возрастам: для 1 – 4 классов – это курс «Азбука нравственности», для 5 – 9 классов – «Грамматика нравственности», для 10 – 11 классов – «Основы морали».

Все эти учебные пособия прошли опытно-экспериментальную проверку в общеобразовательных школах и в настоящее время они предлагаются для массовой апробации в школах Российской Федерации.

Объективно они являются альтернативой пропагандируемому курсу религиозной православной культуры, который преподносится РПЦ (МП) как обязательный предмет школьного обучения вопреки Конституции России, где говорится только о светском характере обучения в школе.

Никакие статьи Конституции РФ о свободе совести, на которые ссылается РПЦ, не имеют ничего общего с обучением детей в школе вообще и со светским обучением нравственности в общеобразовательной государственной школе. Это другая тема. Школа даёт базовые общенаучные знания, а не учит религиозному или атеистическому мировоззрению, тем более с 1 класса и с начальной школы, что морально просто недопустимо, а юридически – преступно.

Об опыте этического обучения говорит большая группа директоров московских школ, которые шестой год апробируют академический комплект школьных учебников по этике. Вся жизнь современной школы, весь опыт школьного воспитания свидетельствуют о том, что никакие письма Патриарха Кирилла к министру образования Андрею Фурсенко не могут заставить школу ввести предметы религиозной идеологии. Негоже Минобразования, а тем более какой-либо церкви оказывать идеологическое давление на учителей и школьников. И никакие дискуссии о том, как учить православию и другим религиям в светской государственной общеобразовательной школе, недопустимы и неправомерны.

Информацию о религиях в школе должен давать курс обществоведения в том разделе, где говорится о видах общественного сознания, куда входит и религия. Для желающих детей-старшеклассников познакомиться с религиями более подробно, можно ввести специальный курс «история мировых религий», который целесообразно проводить факультативно.

Как легко убедиться из публикуемого материала, директора школ говорят об обязательном нравственном образовании учащихся, которое и поможет им в будущем после окончания школы определиться в своём мировоззрении и в своих нравственных идеалах.

Э. П. Козлов
(зав. Научно-исследовательской лаборатории нравственного образования
Института содержания и методов обучения РАО)

 


 

 

В. Е. Киселев
директор ГОУ СОШ № 1264
с углублённым изучением английского языка
ЮЗОУО ДО г. Москвы, заслуженный учитель РФ,
почётный работник общего образования РФ

Непросто сегодня работать в школе, когда зачастую смешаны и размыты ранее незыблемые нравственные ориентиры, когда классические образцы отечественной культуры уже не достигают ожидаемого учебно-воспитательного эффекта в формировании личности ребёнка, когда самому учителю порой непросто разобраться в происходящем и найти правильное решение…

Перед современной школой стоит ряд стратегических задач, одна из которых – сохранение нравственных знаний, способствующих освоению и осмыслению нравственных и культурных основ личности и общества…

Для реализации выполнения стратегии развития школы нами был поставлен ряд задач, одной из которых стало системное нравственное образование учащихся. Наша школа принимает участие в эксперименте РАО «Нравственное образование в средней школе» с самого его начала. Конкретная цель состоит в том, чтобы сегодняшние пятиклассники пришли к такому же осознанию нравственных понятий, как и нынешние выпускники. Так, например, Катя Солодкова, ученица 11 класса, пишет в своей работе: «Чем больше человек знаком с нравственными категориями, тем больше он обдумывает свои поступки, тем в большей степени можно быть уверенным в следовании им (человеком) высоким моральным принципам». В итоговых творческих работах некоторых из учеников (Батовой Марии, Бухнаева Михаила – 10 классы; Кошлай Ксении, Большаковой Валерии – 11 классы) просматривается стремление к личному нравственному самосовершенствованию, что, на наш взгляд, является лучшим результатом непрерывного нравственного образования.

Для младшей школы наиболее приемлемой формой изучения программы «Азбука нравственности» стала интеграция рекомендательных материалов лаборатории нравственного образования ИСМО РАО и традиций нашей школы по воспитанию нравственных взаимоотношений и этическому поведению.

Тестирование и итоговые зачётные работы в старших классах показали, что ученики успешно освоили, возможно одну из самых трудных и важных тем курса «Основ морали», вопрос о связи нравственных понятий и идеалов с поступками человека, с его повседневной жизнью.

 


 

 

В. А. Дмитриев
окончил философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова,
директор ГОУ СОШ № 1241 ЦАО г. Москвы

…Существуют разные уровни образования, развития, среди которых высшую ступень занимают нравственное и эстетическое. Если в других областях образованность достигается в постоянном процессе информирования ученика и оценку усвоенных им знаний, то задача нравственного образования, которую мы по обыкновению в педагогической среде оцениваем как прикладную и сопутствующую, оказывается на порядок сложнее, а по актуальности значительно выше.

В нравственности, как и в целом в сфере гуманистической культуры, более высокий уровень развития достигается внутренней волевой установкой на всё более широкий спектр ценностей, возвышающих человека над исторически отжившими животными потребностями.

Обучение нравственности предполагает работу интеллекта, логики, предполагает личностное отношение обучаемого к содержанию знаний, самооценку и волевую саморегуляцию в принятии решений и нравственных поступках.

Нравственное образование обогащает интеллектуальный и психический рост ребёнка, он проходит через доверие, прощение, сопереживание, соучастие, взаимоуступки и т. д. В норме оценки нравственного развития детей в большей мере носят не директивный характер, поскольку нравственность индивида – чрезвычайно тонкая материя, она создаётся свободно и естественно, чаще всего незаметно. Её возрастание происходит особенно благоприятно через процесс доброжелательного общения, через взаимоотношения доброжелательности, участия, взаимоподдержки. Этика учит многому, в том числе и смелости, пониманию того, что негативные проявления в поведении ребёнка – это объективный процесс, негативная сторона социализации нравственного опыта, которая поддаётся контролю и ограничению.

В становлении гуманизма и нравственности не может считаться состоятельной педагогика, основанная на внеэтических – биологических или физических – механизмах естественного отбора. Нравственное образование позволяет гармонизировать и согласовать интересы личности и коллектива, сделать их комфортными и конструктивными. Не следует сдавать в архив и принцип: условия нравственного становления каждого – это условие морального развития всех. Важной стороной нравственного обучения является социализация базовых этических принципов, признание индивидами согласия в главных моральных нормах и добродетелях. Процесс социализации нравственных знаний носит объективный характер и проходит через все формы социальных связей, начиная с семьи и идя дальше к мировому человечеству.

Формирование моральных (как и эстетических) ценностей в сознании школьника, думается, и есть самая актуальная задача педагогики, устремлённой в будущее.

 


 

 

Г. С. Микаелян
директор ГОУ СОШ № 1100 г. Москвы

Одним из главных критериев выбора родителями школы, на наш взгляд, является справедливое желание общения ребёнка с хорошими, добрыми, нравственно здоровыми людьми. Это говорит о высоком значении, которое придают родители моральной атмосфере в школе. Но нравственность не только характеристика личности, она может и должна быть образовательной дисциплиной. Наша экспериментальная работа подтверждает как потребность в ней, так и её эффективность. В 2004 г. наше учреждение приступило к освоению программ нравственного образования. Сама идея эксперимента показалась нам очень актуальной и важной. Мы формировали свой образовательный процесс на нравственных принципах и отношениях между всеми его участниками, поставив во главу угла то, что для нас показалось самым главным – осмысление нравственных понятий через собственное поведение, через этический анализ повседневных поступков, через выработку планов достойных отношений, через грамотную оценку поступков и событий.

Важным этапом нашей экспериментальной работы стало её осмысление как нравственного здоровья. Это стало гиперактуальным после изменения статуса нашей школы на «Школу здоровья».

После пяти лет экспериментальной деятельности все учителя нашей школы замечают главное, то, что тешит наше учительское самолюбие. Это не только повышение образовательного уровня наших обучающихся, сколько их доброта, отзывчивость, понимание и сочувствие.

Разнообразие национальностей наших ребятишек бросается в глаза, но проблемы, связанные с межнациональными отношениями, решаются в школе спокойно, а конфликты на этой почве стали редкими, да и выражаются не в стычках и драках, а в возникающих иногда обидах по поводу неосторожных слов. Но даже и это не самое главное. Изменились отношения между учениками и учителями. Они стали более доверительными, откровенными, и, опять же, стали более добрыми.

Общаясь с коллегами из других школ, с коллегами, которые реализуют программу «нравственное образование в школе», отмечаю одинаковое понимание главной проблемы, а именно: помощь и сопровождение в формировании нравственности наших подопечных – процесс долгий и трудный. Но мы знаем, что и как нам делать.

 


 

 

А. И. Николаева
директор Центра образования № 1420 г. Москвы
заслуженный учитель школы РФ, кандидат педагогических наук,
отличник просвещения РФ

«В оркестре, исполняющем педагогическую симфонию, учителю по праву принадлежит роль первой скрипки, ведущей мелодию детской души, проникающую в глубины человеческого сознания и чувства». И это действительно так. Личность учителя, его интеллект, культура, интеллигентность, патриотизм, гражданская позиция, авторитет учителя определяют в большей степени нравственные качества ребёнка. Уроки нравственности – это одна из главных составляющих духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания. «Влияние нравственное, – считал великий педагог К. Д. Ушинский, – составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем наполнение головы и разъяснение каждому его личных интересов… Нравственность не есть необходимое последствие учёности и умственного развития».

Однажды я слушала передачу о землетрясении в Японии, где в эпицентр взрыва попал роддом и спасатели очень бережно и осторожно передавали маленькие кулечки новорождённых, и русский журналист, который вёл передачу, сказал: «Посмотрите, как самоотверженно спасают маленьких, только родившихся детей». И верно, это же национальное достояние.

Учитель! Человек! В наших с вами руках национальное достояние, будущее России. Помните об этом.

 


 

 

А. А. Бондарева
директор ГОУ СОШ № 960 г. Москвы

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению основополагающих принципов и приоритетов гражданского, правового, нравственного и патриотического воспитания.

Необходимость формирования нравственно здорового и граждански активного, свободного и ответственного подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. По нашему мнению, среди средств, направленных на улучшение воспитания детей, особое место занимает нравственное образование в школе.

Изменившиеся условия жизни и педагогический опыт показали, что сегодня назрела необходимость широкого внедрения современного нравственного образования и воспитания в учебный процесс общеобразовательной средней школы. Поэтому в сотрудничестве с лабораторией нравственного образования Института содержания и методов обучения РАО школа работает в экспериментальном режиме по программе: «Нравственное образование в средней школе».

Экспериментальная работа в школе предусматривает не только введение предметов систематического нравственного непрерывного образования в учебный план, но и учебно-исследовательскую и проектную работу школьников, а также соответствующую воспитательную и внеурочно-внеклассную работу.

Наличие в школе специалистов по проблемам нравственности даёт возможность систематически проводить родительский лекторий («Воспитание человечности у подростков», «Роль семьи в развитии моральных качеств ребенка», «Семейное право», «Значение общения в формировании гражданской, социальной и коммуникативной компетенции учащихся», «Отогреться душой можно только у семейного очага», «Как развивать в семьях учащихся нравственные ценности, ориентированные на укрепление, развитие, сбережение здоровья», «Воспитание нравственной культуры у школьников как важный показатель развития личности», «Новые подходы в воспитании школьника»).

Результаты мониторинговой диагностики свидетельствуют о том, что мы на правильном пути.

 

(Продолжение следует)

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru