Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2008, № 4 (49)
Сайт «Разум или вера?», 06.03.2009, /humanism/journal/49/yef_tal.htm
 

Rambler's Top100

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2008 № 4 (49)

ЧТО ТАКОЕ ГУМАНИЗМ?

Общечеловеческие
ЦЕННОСТИ

Владимир Ефимов
Валерий Таланов

 
 

О понятии «общечеловеческие ценности»

Проблема общечеловеческих ценностей является одной из самых сложных, задевающих интересы разных общественных групп. Ошеломляющее многообразие точек зрения по этому вопросу умещается между двумя полярными: (1) общечеловеческих ценностей нет; (2) общечеловеческие ценности есть.

Аргументы первой можно подразделить на три вида:

а) общечеловеческих ценностей не было, нет и быть не может; это следует из того, что, во-первых, все люди и человеческие общности имели и имеют особые, различные и даже несовместимые интересы, цели, верования и т. п.; во-вторых, как и любая мировоззренческая проблема, проблема определения ценности вообще не может иметь однозначного решения, её трудно сформулировать; в-третьих, решение этой проблемы во многом обусловлено эпохальными и конкретно-историческими условиями, которые весьма различны; в-четвертых, ценности носили и носят только локальный во времени и пространстве характер;

б) общечеловеческих ценностей не было и нет, но само понятие используется или может использоваться в благих или в корыстных целях для манипуляции общественным мнением;

в) общечеловеческих ценностей не было и нет, но поскольку разные сообщества не существуют изолированно друг от друга, то для мирного сосуществования различных социальных сил, культур, цивилизаций и т. п. необходимо выработать фактически искусственный набор неких «общечеловеческих ценностей». Иными словами, хотя таковых ценностей фактически не было и нет, но их можно и нужно выработать и навязать всем людям, сообществам, цивилизациям.

Аргументы второй точки зрения можно суммировать так:

а) общечеловеческие ценности – это явление только материальное, т. е. физическое или биологическое: (богатство, удовлетворение физиологических потребностей и т. п.);

б) общечеловеческие ценности – это чисто духовный феномен (абстрактные мечты об Истине, Добре, Справедливости…);

в) общечеловеческие ценности – это сочетание как материальных, так и духовных ценностей.

При этом одни считают «ценности» стабильными, неизменными, а другие – меняющимися в зависимости от смены экономических, политических, военных и других условий, от политики правящей верхушки или партии, от смены социально-политического строя и т. д. Например, в России господство частной собственности сменилось господством общественной, а затем – частной. Соответственно поменялись и ценности.

Каждый человек, любое общество непременно вступает в различные отношения с собой, со своими частями, с окружающим миром. Всё многообразие таких отношений можно свести к двум типам: материальным и духовным или материально-духовным и духовно-материальным. В первые входят все виды практической деятельности: производство материальных благ, экономические отношения, преобразования в материальной сфере жизни общества, в быту, опыты, эксперименты и т. д. В духовно-материальные входят, прежде всего и главным образом, познавательные, оценочные, нормативные отношения. В познавательных отношениях непременно содержатся поиск решения и процесс решения таких универсальных вопросов: «что это такое?», «каково оно?», «сколько его?», «где (куда, откуда)?», «когда (как долго, до или после)?», «как (каким образом)?», «почему?», «зачем?» и др.

Оценочные отношения тоже связаны с поиском универсальных вопросов, но другого рода (вопросов, касающихся значения познаваемого или познанного, его существенности, отношения к людям: «истина или заблуждение (ложь)?», «интересное или неинтересное?», «полезное или вредное?», «нужное или ненужное?», «хорошее или плохое?» и т. д.

Конечно, оценивать возможно лишь то, что хотя бы в какой-то степени познано. Оценка и степень её адекватности находится в прямой зависимости от уровня, глубины, всесторонности познания оцениваемого. Далее она оказывает обратное влияние на дальнейший ход процесса познания. Если ценности невозможны без оценки, то это не значит, что они целиком от неё зависят. Все общечеловеческие ценности связаны с объективной действительностью природы и общества, т. е. реально существуют. В сознании могут содержаться лишь желания, представления, понимание ценностей, различающиеся у разных людей, общностей и т. д. Но должно быть и в самом деле есть в ценностях что-то общее даже для самых разных людей, т. е. всегда были и существуют общечеловеческие ценности.

На основе оценочных отношений и опыта их применения к природе, обществу и человеку формируются нормы и правила поведения, представляющие собой знаменатель, общий результат социального опыта, которым люди руководствуются в дальнейшей познавательной, оценочной и практической деятельности. Элементы таких нормативных отношений обычно именуются терминами: «принцип», «правило», «требование», «норма», «закон», «установка», «заповедь», «завет», «запрет», «табу», «наказ», «определение», «кредо», «символ веры», «канон» и т. п.

То ценное, что как таковое осознаётся людьми в процессе их деятельности, весьма неоднородно. Поэтому нельзя не различать:

1) ценности как таковые, как исходные, фундаментальные, абсолютные (в смысле непререкаемые), вечные (в смысле существующие всегда) и т. п.

2) ценности, которые носят частный характер.

Поскольку аксиологическая (оценочная) деятельность напрямую зависит от познавательной, то ценностями не может быть то, что непостигаемо нашим мышлением, что является нереальным, невозможным, неосуществимым, недостижимым, несбыточным, мнимым, фантастическим, утопическим, химерическим и т. п. «Ценность – термин, используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности» [3]. Значит, ценность – то реальное, что есть (существует) и при этом имеет большую или меньшую значимость и важность для людей.

Употребляя термин «общечеловеческое» следует иметь в виду как минимум три взаимосвязанных аспекта:

1) общечеловеческое (в смысле: общее для всех) как то, что касается каждой практически здоровой и вменяемой личности (от первобытного человека до современного);

2) общечеловеческое как то, что представляет собой абсолютную, непреходящую и высоко значимую потребность для человечества в целом (например, экологические ценности);

3) общечеловеческое как то, что находится или должно быть в центре внимания каждого государства (например, национальная и международная безопасность).

С учётом этих аспектов определим понятие «общечеловеческие ценности». Общечеловеческие ценности – это то действительно важное для людей, что непременно является надобным, желанным, что имеет непреходящую, существенную значимость практически для каждого нормального человека, независимо от его пола, расы, гражданства, социального положения и т. д. Общечеловеческие ценности высоко значимы для человечества как единства всех людей, также как и для всякого государства, поскольку оно отвечает или должно отвечать нуждам, интересам, потребностям общества и гражданина.

В соответствии с тремя областями бытования общечеловеческих ценностей следует выделить три типа систем этих ценностей: общие личностные ценности, ценности, общие для всего человечества и ценности сферы деятельности государств или союза государств. Исходной, как мы считаем, является система личностных или общеличностных ценностей.

Система общеличностных ценностей

Среди такого рода ценностей исходная, центральная и важнейшая – жизнь индивида, выступающая в качестве онтологической (бытийственной) основы всех других ценностей первого типа 1.

Если для любого неорганического образования безразлично, существует оно или нет 2, то для живого образования главным является – существовать, быть, т. е. жить и длить свою жизнь. Значит, для всего живого бытие – это жизнь, а суть жизни заключается в том (какими бы подчас благоглупыми смыслами мы её ни обременяли и ни подменяли), чтобы она (жизнь) была и продолжалась 3. Но если «ценностность» присуща жизни по самой её природе, то тем более в высшей степени она должно быть присуща (и, в самом деле, присуща) каждому человеку как вершине «биологической пирамиды», достигшей уровня социальности.

…Идея вечности жизни человека в материалистической, атеистической трактовке стала выступать в виде «всё остаётся людям», т. е. каждый человек после смерти не исчезает бесследно, а остаётся в мире в своих потомках, в хороших и плохих плодах своей деятельности, в памяти человечества, а плоть его как была частью природы, так и остаётся ею, но в новых физических и химических формах.

Отсюда, важнейшей общелюдской (в смысле: для всех людей, для каждого человека как биосоциального существа) центральной, исходной, ценностью, фундаментальной основой всех остальных общечеловеческих ценностей является жизнь.

Видимо, именно потому, что жизнь всегда считалась людьми высшей, исходной ценностью, уже на ранних стадиях существования истории общества возникли идеи, представления, а далее – различные более или менее развёрнутые мифологические учения о бессмертии души, т. е. о том, что жизнь каждого человека в её разных формах вечна 4. Люди не могли и многие до сих пор не могут себе представить, что смерть – это абсолютный конец существования. Они хотели быть вечными и придумывали варианты своей вечности. В дальнейшем эти идеи и представления стали непременными элементами всякой религии.

В науке эта идея беспредельности жизни сформулирована В. И. Вернадским в принципе безначальности и вечности жизни. В современном естествознании эта идея выражается, в различных вариантах, в форме экзобиологии, а в древности была сформулирована идея панспермии. Эта же идея вечности жизни человека в материалистической, атеистической трактовке стала выступать в виде «всё остаётся людям», т. е. каждый человек после смерти не исчезает бесследно, а остаётся в мире в своих потомках, в хороших и плохих плодах своей деятельности, в памяти человечества, а плоть его как была частью природы, так и остаётся ею, но в новых физических и химических формах.

Жизнь – одно из ключевых слов нашего разговорного языка. При встречах люди обращаются друг к другу со словами: «Как житьё-бытьё?», «Как поживаете?», «Ну, как жизнь?» и т. п. А в пожеланиях обычно есть слова: «Будь здоров» (или просто «Будь»), «Многие лета!», «Многих (“долгих”) лет жизни!».

Любой человек живёт в определённых природных и социальных условиях, которые могут оказаться или показаться совершенно враждебными, нетерпимыми. Человек может лишить себя жизни, уйти из этого мира, надеясь перейти в другой. В определённых экстремальных ситуациях человек под влиянием тех или иных идеалов, принципов, верований, убеждений может пожертвовать своей жизнью, опять-таки нередко уповая на то, что ему за это воздастся в другом мире либо в этом в виде доброй памяти о нём. Но и первое, и второе касается очень малого процента населения. В нормальных условиях даже верующие практически, в повседневности считают главной ценностью жизнь вот эту, земную, и дорожат ею. Различные аспекты жизни как высшей ценности рассмотрены в [4 – 8].

Люди всегда, так или иначе, ощущали потребность искать, обретать, иметь истину. В донаучную эпоху понимание людьми истины было весьма многозначным… Но высоко ценилась истина всегда. Особым уважением пользовались её носители… Дальновидные правители заботились и заботятся о развитии науки и образования. Значит, истина встаёт в один ряд с другими исходными главными общелюдскими ценностями. Это – высшая интеллектуальная ценность, ценность человека как Homo sapiens.

Нормальное состояние и течение жизни любого живого организма предполагает его здоровье. Так и человек желает не просто жить, а жить без болезней, без болей, физических и психических страданий, ушибов, травм, увечий, неприятного самочувствия, т. е. желает быть здоровым. Отсюда – другой, непосредственно связанной с жизнью ценностью является здоровье как жизнесохраняющая, прежде всего медицинская ценность.

Чего желают людям? Конечно, здоровья как основы и условия всякого блага. «Желаем здоровья, а всё остальное приложится!» , «Здоровеньки булы!» При встречах говорят: «Здорово!», «Здравствуйте!», а при расставаниях на недолгий срок: «Будь здоров!» И даже при чихании говорят: «Будь здоров!», т. е. «Не болей!». А когда говорят «До свидания!» (кстати, буквально то же говорят не только славяне, но и итальянцы, румыны, немцы и др.), то имеют в виду, что мы будем живы и здоровы и поэтому увидимся, свидимся, повстречаемся: «do widzenia!» (польск.); «do videnia!» (словац.); «auf Wiedersehen!» (нем.); «till we meet again!» (англ.); «au revoir!» (фр.); «arrivederci!» (ит.); «hasta la vista!» (исп.). Существует много народных пословиц, поговорок, подчёркивающих важность здоровья. «Здоровье всему голова», «В здоровом теле здоровый дух», «Здоровье есть богатство» и т. п.

Но чтобы быть живым и здоровым, нужно иметь благоприятные условия для жизни и здоровья, а значит, благополучие, благоденствие, благосостояние. Слова «благо» и «добро» могут выступать как синонимы. Как отмечал Ф. Энгельс: «…люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.…» [9]. Значит, наличие прежде всего материального обеспечения жизни и здоровья лежит в основе любого вида деятельности каждого человека в любом обществе. Поэтому материальное благо – это высшая утилитарная ценность для человека как существа телесного.

Благо связано с другими ценностями, в том числе со счастьем. В. И. Даль отмечал, что благо – всё доброе, полезное, служащее нашему счастью. Благополучие – это жизнь в достатке благ, спокойное и счастливое состояние, существование.

Счастье – состояние наибольшей внутренней удовлетворённости человека в чём-то существенном для него. Стандартов счастья не существует, оно всегда уникально. И в этом тоже наше счастье.

Благо – всё то, что необходимо и полезно для жизни и здоровья, т. е. предметы, способные удовлетворить потребности человека, которые либо существуют в природе в готовом виде и их надо находить и собирать, либо их в природе нет и их нужно создавать. В любом случае необходимы действия человека. Поэтому всякий человек – деятельное (деятельностное) биосоциальное существо.

Человеческая деятельность – предельно широкое понятие, она включает в себя все виды деятельности и отмечена самыми различными состояниями человека от восторга и вдохновения до утомительности, скуки и т. п. Вместе с тем есть и такой исключительно важный вид деятельности, как творчество, оно присуще именно и только человеку. Наши очень далёкие предки поначалу действовали не только инстинктивно, но и подражали природным явлениям и процессам, учась у природы (что, собственно говоря, в существенных актах деятельности продолжается и поныне). Со временем, на этой основе они стали изобретать и создавать, делать такое, чего природа не может произвести. Этот процесс и есть творчество.

И первобытный человек, и ребёнок, и современный взрослый испытывают особые, радостные эмоции, чувства, когда удаётся открыть, придумать, изобрести, сконструировать, создать что-то новое, не существующее в природе, либо усовершенствовать уже созданное людьми. Именно творчество в наибольшей степени позволяло и позволяет человеку почувствовать, осознать себя творцом, создателем небывалого. Это возвышает человека, делает его «я» не только особенно значимым, но и уникальным феноменом мира природы. Творчество – одна из важнейших общелюдских ценностей, а именно, деятельностная ценность. В результатах творчества запечатлено единство внешнего мира и эмоционально-рациональной деятельности человека. Именно последнее заставляет обратиться к такому важному свойству человека, как разум.

Чтобы жить, быть здоровым и обеспеченным необходимыми благами, любому человеку нужно быть достаточно осведомлённым об окружающем мире и о себе, ориентироваться в мире не только на уровне инстинктов и врождённых рефлексов, но и на основе знания. Первобытные люди осуществляли познание преимущественно методом «проб и ошибок», тем не менее, среди многообразных форм знания есть особое, наиболее надёжное и полезное знание. Это знание научное.

Люди всегда, так или иначе, ощущали потребность искать, обретать, иметь истину. В донаучную эпоху понимание людьми истины было весьма многозначным: к ней относили знания опытные и сакральные, умения (знания, как что-то сделать), предания, убеждения, приметы, надежды, верования и т. д. Но высоко ценилась истина всегда. Особым уважением пользовались её носители: старики, шаманы, колдуны, волхвы, ведуны, прорицатели, жрецы, философы, учёные. Дальновидные правители заботились и заботятся о развитии науки и образования… Значит, истина встаёт в один ряд с другими исходными главными общелюдскими ценностями. Это – высшая интеллектуальная ценность, ценность человека как Homo sapiens.

Если творчество необходимо для создания благ, а последние – для здоровья и жизни, то истина как процесс и результат творчества познавательно-исследовательской деятельности необходима для творчества в любой сфере. Творчество – это деятельность не только утилитарного и познавательно-исследовательского характера, но и нравственного и особенно ярко – художественно-эстетического. Последняя связана со всеми эмоциональными и интеллектуальными дарованиями человека. Уже в первобытном обществе люди рисовали, лепили, ваяли, вырезали, украшали жилище, предметы быта, одежду, оружие, орудия труда, предметы культа, самих себя; они пели, музицировали, танцевали, изображали сценки разного характера. Это значит, что прекрасное (красота) – высшая общелюдская эстетическая ценность.

В единстве с рассмотренными ценностями формируется и действует чувство и представление о справедливости. Справедливость – это осознание соответствия межчеловеческих отношений морально-правовым установлениям, это выражение порядка в обществе, так же как и обеспечения интересов людей, уважения их достоинства. Встреча с тем, что соответствует представлению о справедливости, порождает в людях удовлетворение. Напротив, несправедливость вызывает отрицательные реакции (обиду, возмущение, злобу, ненависть, зависть, мстительность и т. д.), толкает на борьбу за восстановление и торжество справедливости. Это говорит о том, что справедливость является важнейшей общелюдской морально-правовой ценностью.

Своего рода вершиной комплекса «общелюдских» ценностей, как бы надстраивающейся над другими, рассмотренными выше, является счастье, в котором гармония истины, справедливости и красоты создаёт особое жизненное состояние. Каждый человек желает счастья (по крайней мере, для себя), стремится к нему. Счастье – состояние наибольшей внутренней удовлетворённости человека в чём-то существенном для него. Стандартов счастья не существует, оно всегда уникально. И в этом тоже наше счастье.

Одни люди счастливы от того, что живы (например, остались «чудом» живы после войны, катастрофы, преступного действия против них и т. п.), другие счастливы тем, что у них прекрасная семья, любимая «половина», замечательные дети. Наоборот, есть и такие, которые считают себя несчастливыми, хотя окружены всем нужным, полезным, интересным. Но часто бывает так, что человек спустя какое-то время осознаёт, что был счастливым, но не отдавал себе в этом отчёта (ведь, как говорится, всё познаётся в сравнении). Поэтому есть и такое определение: «счастье – это то, что, имея, не ценим, а потерявши плачем».

В каждой из рассмотренных ценностей имеются материальная и духовная, объективная и субъективная компоненты, находящиеся в единстве и взаимодействии. Но их «удельный вес» и роль в разных ценностях неодинаковы. Прямая связь между этими ценностями в ряду от «жизни» до «счастья» носит, в основном, характер обусловленности последующих предшествующими (в порядке нашего рассмотрения их), а обратная связь – характер обратного активного влияния. Но в общем и целом, в этих взаимосвязях и взаимодействиях большая роль принадлежит материальной, объективной компоненте.

Выстраиваются две «шеренги» противоположностей: «жизнь – здоровье – благо (добро) – творчество – истина – прекрасное – справедливость – счастье» и «смерть – болезнь – безделье – зло – ложь – безобразное – несправедливость – несчастье». В первой цепочке понятий ценности связаны между собой неким своим соответствием, родством, находятся в единстве друг с другом, и во второй все антиценности находятся в своём единстве, соответствии, родстве.

«Общелюдские» ценности являются главными критериями всего, что связано с оценкой как фактов, состояний, так и действий. Поэтому мы говорим: «это – опасно (или не опасно) для жизни», «это полезно (вредно) для здоровья», «это служит добру (злу)», «это – истинно (ложно)» и т. д.

Ценности человечества

 

В «Современном толковом словаре русского языка» человечество определяется так: «люди, человеческий род, человеческое общество». Значит, объединяя это, можно сказать, что человечество это множественно-целостное биосоциальное образование. Поэтому ценности человечества и общелюдские ценности хотя и взаимосвязаны, но не могут быть ни тождественными, ни противоположными друг другу.

Человечество исторически произошло как явление земное и со времени возникновения в своём существовании и развитии взаимодействует с окружающей природной средой. К общечеловеческим (в смысле: общим для человечества) ценностям относится система самых важных факторов его существования и прогресса.

Естественной исходной и фундаментальной является ценность самого существования (и развития) человечества, субъекта всех других ценностей. К числу наиболее очевидных и важнейших ценностей существования людского рода являются воздух, вода, пища, а также те физические константы, которые определяют физическую и химическую сущность природы. Таковы исходные ценности человечества как уникального феномена планеты Земля.

Величайшими ценностями человечества являются флора и фауна. Человечество, возникшее из живой природы, всегда существовало и развивалось на основе и в единстве, во взаимодействии с флорой и фауной Земли как непременными условиями своего бытия, как главнейшими источниками пропитания, одежды, лекарств и т. д., удовлетворения многих других материальных и духовных человеческих потребностей.

Среди важнейших ценностей человечества – полезные ископаемые, представляющие собой твёрдые, жидкие и газообразные образования неорганического и органического происхождения, входящие в литосферу земной коры и используемые в материальном производстве, быту и других сферах жизни общества.

Исключительно важная ценность человечества – источники энергии.

Энергия – непременное условие возникновения и существования биосферы, людей, человечества. Исходным и основным источником энергии для нас было и остаётся солнечное излучение. Уже в доисторические времена человечество начало использовать химическую энергию древесины, а значительно позже – механическую энергию воды и ветра и уже в Новое время – энергию, получаемую из практически невозобновляемых органических и неорганических ископаемых.

Ценности государства

Третий тип общечеловеческих ценностей связан с самим обществом. Они в зародышевом виде были уже в первобытном обществе, оформились и развивались в условиях цивилизации и в наиболее развитом виде выступают в современных странах.

Но сначала необходимо разобраться в соотношении понятий «государство», «общество», «страна», «территория». Чаще всего государство отождествляют с обществом или страной. Можно, скажем, прочитать или услышать: «в таком-то государстве экономика развивается успешно… живут такие-то этносы… произошло землетрясение…» и т. д. Всё это может быть в стране или (кроме землетрясения) в обществе. Думается, что страна – это целостное образование, включающее в себя общество (с таким его элементом, как государство) и занимаемая им территория. Можно сказать и так: страна – это общество, существующее на определённой территории, имеющее государство, т. е. такой свой элемент, который определяет организацию и управление общественными процессами, обеспечивает его безопасность и благоприятные условия жизни как общества, так и отдельного гражданина.

Ценности, которые называют государственными (иногда – социальными, политическими и т. п.), на самом деле являются общечеловеческими, ибо ныне человечество, с входящими в него людьми, разделено на общества стран, которые управляются своими государствами, а каждое государство призвано, должно (создано и существует во имя того, чтобы) выражать и реализовать главные жизненные потребности, интересы, нужды общества и его граждан. Исходной, фундаментальной общечеловеческой ценностью третьего типа, т. е. ценностью каждого общества, является безопасность страны, которая, по сути, непосредственно связана с возможностью жизни данного общества.

Другой такой жизненно важной ценностью является экономика, обеспечивающая прежде всего удовлетворение материальных потребностей людей в виде товаров и услуг, не может не быть ценностью для государства.

Важной ценностью государства как страны является культура, которая представляет собой неразрывное единство материального и символического (идеального, духовного). Она существует в виде различных форм жизнедеятельности человека и предстаёт как открытая система познавательных, художественных, нравственных, религиозных, юридических, политических, бытовых и иных ценностей, а также умений, обычаев и традиций.

Важной социальной ценностью является медицина и здравоохранение, которые являются индикаторами общего благополучия и жизнеспособности общества.

Одной из мало изученных и ещё менее признанной ценностью является быт, т. е. те формы непосредственного бытия, в которых протекает повседневная жизнь индивида и семьи. Он обеспечивает повседневные условия жизни, нередко труда и творчества, а также отдыха для восстановления физических, психических и интеллектуальных сил, удовлетворения потребностей в пище и жилище, в поддержании здоровья, в культурном развитии, в развлечениях, участия в домашнем труде, в брачно-семейных и других отношениях.

Наука не может не быть одной из важнейших ценностей любого государства. Это значит, что она должна постоянно быть в центре внимания всякого государства. Государство должно не только обеспечивать финансирование науки, но условия для её свободного функционирования и прогресса.

Человек – это Homo sapiens, человек разумный. Познание, непрерывный процесс получения всё нового и нового знания отличает человека от всех других живых существ. Одной из форм самого надёжного и эффективного знания является наука. Наука – исключительно важная для любой страны, сложная духовно-материальная общественная сфера, включающая в себя особый социальный институт как систему организаций, учреждений, в которых сообщества специалистов осуществляют целенаправленные исследования действительности и совершенствуют знания о ней. Это и специфическая собственно научно-исследовательская деятельность в виде наблюдений, опытов, экспериментов, испытаний, моделирования. Далее, это сложная область культурной жизни общества, представляющая собой единство развивающихся отраслей всё новых видов знаний, каждый из которых отражает определённую сторону действительности. Наука не может не быть одной из важнейших ценностей любого государства. Это значит, что она должна постоянно быть в центре внимания всякого государства. Государство должно не только обеспечивать финансирование науки, но и условия для её свободного функционирования и прогресса.

С наукой тесно связаны образование и просвещение. Образование – социально организованный процесс передачи исторически накопленного опыта и знаний предшествующими поколениями людей последующим. Но в этом процессе есть и субъективная сторона – личность обучающегося, т. е. в образовании как единстве обучения и воспитания идет процесс становления и развития индивидуальности и гражданина, обретающего знания и умения, опыт оценочной и нормативной деятельности.

Гражданский мир – важная ценность общества и задача государства. Ведь существование и успешное функционирование страны напрямую зависит от сохранения и поддержания в ней согласия и порядка. Порядок внутри общества означает его сплочённость, интегрированность в противовес его конфликтности и деградации. Во имя мира и согласия государство на основе закона призвано защищать права и свободы граждан, регулировать отношения между социальными слоями, партиями, движениями, предотвращать, устранять общественно опасные конфликты, противодействовать попыткам насильственного и незаконного захвата государственной власти и т. д.

…Следует признать ошибочными как те утверждения, что существуют только общечеловеческие ценности, а все остальные – либо заблуждение, либо субъективная прихоть, так и те, что общечеловеческие ценности – это миф или обман, есть лишь индивидуальные или национальные неповторимые ценности. Мир ценностей много интереснее и сложнее.

Итак, подведём итоги. Мы выделили три типа систем общечеловеческих ценностей: на уровне личности, для человечества в целом и общие социальные ценности. Конечно, мы рассмотрели только важнейшие из них. Фактически их столь много, что было бы едва ли возможно дать исчерпывающий их перечень. Тем не менее очевидно, что все ценности связаны между собой и составляют открытую систему, интегрируясь – по принципу единства общего, особенного и единичного, – с ценностями специфическими, т. е. имеющими региональный, национальный, конкретно-исторический или сугубо индивидуальный статус. Поэтому следует признать ошибочными как те утверждения, что существуют только общечеловеческие ценности, а все остальные – либо заблуждение, либо субъективная прихоть, так и те, что общечеловеческие ценности – это миф или обман, есть лишь индивидуальные или национальные неповторимые ценности. Мир ценностей много интереснее и сложнее. В нём есть такие ценности, которые не меняются практически в течение многих поколений людей, есть и такие, которые носят национальный или местный характер и связаны с особенностями исторического пути общества, его традициями, а есть и уникальные личностные ценности, существующие только для конкретного индивида. В целом они составляют единство стационарного и вместе с тем динамичного безграничного мира ценностей, который обретает, создаёт и обогащает человечество на пути своего материального и культурного прогресса.

Литература

  1. Кувакин В. А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). – СПб.: Алетейа, М .: Логос, 1998.
  2. Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Основы современного гуманизма. – М.: РГО. – 2002.
  3. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия. – 1983.
  4. Таланов В. М. Священность живого (В поисках принципов нового миропонимания). – Новочеркасск: Набла, 1998.
  5. Таланов В. М. Принцип священности жизни // Межрегиональные проблемы экологической безопасности «МПЭБ-2003»: Сборник трудов симпозиума. Сумы: Издательство «Довкилля», 2003.
  6. Таланов В. М. Единство и борьба естественного и искусственного миров // Машины. Люди. Ценности: Материалы Международной междисциплинарной научной конференции… – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та. – 2006.
  7. Таланов В. М. Рай и ад виртуального мира // Новое в искусственном интеллекте. Методологические и теоретические вопросы. Под ред. Д. И. Дубровского и В. А. Лекторского – М.: ИИнтелЛЛ. – 2005.
  8. Таланов В. М. Принцип священности жизни и экологическое образование // Ноосфера. Збiрник фiлософских праць. – Донецьк: ДонНГТУ. – 2003. – С. 179 – 183.
  9. К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. – Т. 19. – С. 350.
  10. Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПБ.: Норинт, 2000. – 1456 с.

В. А. Кувакин среди ценностей человеческой жизни выделяет жизнь как таковую, её осмысленность (обретение или созидание её смысла), любовь, семью, чадозачатие, воспитание детей, свободу, уединённость, участие и труд, отдых и творчество. (Кувакин В. А. Гуманистическая антропология и учение о ценностях / Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Человечность человека: Основы современного гуманизма. М.: РГО, 2005, с. 151 – 180.)

Хотя уже и здесь мы имеем некоторые предпосылки «воли к жизни»: всякий объект, так или иначе, – это единство его бытия на основе самосохранения и противодействия внешним разрушительным воздействиям. Не случайно многие философы приписывали материи атрибут неподатливости, своего рода немотствующего упорства в своём существовании.

С этой исходной, по преимуществу натуралистической точки зрения, смысл жизни возникает как не более чем стремление преодолеть противоречие между, с одной стороны, естественным желанием длить жизнь неопределённо, безгранично долго и, с другой – ощущением или пониманием человеком своей смертности. Поэтому, как замечает А. Круглов «Смысл жизни – проблема… как кажется, вытекающая из невозможности примирить непосредственно ощущаемую абсолютную ценность жизни с её конечностью» (Круглов А. Смысл жизни / Круглов А. Словарь: Психология и характерология понятий (Р – С). М.: РГО, 2003, с. 256.)

Поэтому нас не должно смущать то обстоятельство, что в подавляющем большинстве религий жизнь человека рассматривается как вторичная по отношению к богу или богам – вплоть до вытекающих отсюда максим самопожертвования во имя бога. Это самопожертвование всегда имело в виду следующую за «этой» жизнью – жизнь вечную, блаженную и т. д. То есть жизнь в любом случае остается высшей ценностью.

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru