Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2007, № 4 (45)
Сайт «Разум или вера?», 11.03.2008, /humanism/journal/45/donshin.htm
 

Rambler's Top100

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2007 № 4 (45)

ПРОЕКТЫ

 

Закон
о дизайне

Анатолий Доньшин

От редакции. 19 февраля 2007 г. Президент РФ В. В. Путин поручил Правительству представить предложения, направленные на обеспечение различных федеральных программ, в том числе и на «…развитие… центров промышленного дизайна…». Закон о дизайне должен быть внесен в Государственную Думу Федерального Собрания до 1 декабря 2007 г. Подготовкой этого закона занимаются не только государственные, но и общественные организации. Одним из наиболее активных участников этого процесса является зам. председателя Московского областного отделения Союза дизайнеров России А. Ф. Доньшин. Публикуем подготовленный им проект Закона, который уже прошёл ряд экспертиз и вызвал интерес в Минэкономразвития. На наш взгляд, этот проект имеет прямое отношение к идеям и принципам современного гуманизма. Надеемся на отклики наших читателей и специалистов.

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы дизайн-деятельности во всех хозяйственных отраслях, определяет принципы государственной политики в развитии и укреплении отечественного дизайна в Российской Федерации.

Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели и задачи настоящего Федерального закона

1.1. Настоящий Федеральный закон создаёт правовые основы развития и регулирования дизайн-деятельности во всех отраслях народного хозяйства России – в учреждениях, институтах, на предприятиях в других организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

1.2. Настоящий Федеральный закон рассматривает дизайн-деятельность как одно из наиболее эффективных средств укрепления и подъёма экономики и культуры, сохранения и развития эстетической составляющей жизнедеятельности человека и создаваемой им предметной среды.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Дизайн (от английского design – замысел, цель, план, проект) – художественно-проектное творчество, особый вид абстрактно-образного креативного мышления и деятельности, возникший в процессе накопления и освоения естественнонаучных и гуманитарных знаний, а также развития искусства (особенно визуального), техники и технологий, составивших теоретико-практическую основу дизайнерского проектирования, имеющего целью улучшение условий человеческого существования.

Дизайнер – художник-конструктор, проектировщик, владеющий знаниями всех составляющих дизайна, обладающий развитым эстетическим вкусом и соответствующими умениями. В своей проектно-дизайнерской деятельности он создаёт уникальные произведения дизайна, обеспечивает согласование характеристик человека и объекта дизайна с целью обеспечения максимально высокого функционального, производительного и эстетико-эмоционального эффекта.

Дизайн-деятельность – художественно-проектное творчество, охватывающее все сферы человеческой деятельности и среды его обитания и направленное на решение задач по эффективному функциональному и эстетическому освоению существующей предметной среды и создаваемой продукции.

Дизайн-мониторинг – государственная система наблюдений за дизайн-деятельностью с целью его контроля, регулирования, развития, прогноза и оценки.

Зрительное восприятие – совокупность визуальных ощущений, возникающих в процессе формирования представлений об окружающей действительности. Зрительное восприятие связано с переработкой позитивной и негативной визуальной информации в ходе создания общего образа предмета или процесса.

Государственный надзор дизайн-деятельности – деятельность по профилактике, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения дизайн-деятельности.

Норматив дизайн-деятельности – установление в ходе научного исследования и практики допустимого максимального или минимального количественного и/или качественного значения комплексного или отдельно взятого показателя, характеризующего тот или иной эффект дизайн-деятельности.

Экспертное заключение (в дизайне) – документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие эстетическому качеству и функциональному предназначению содержания проектно-технической документации, а также предметов и среды дизайн-деятельности.

Статья 3. Обеспечение дизайн-деятельности

3.1. Обеспечение дизайн-деятельности осуществляется посредством:

– дизайн-мониторинга;

– разработки и реализации федеральных и региональных программ дизайн-деятельности;

– осуществления оргмероприятий, определяющих развитие дизайн-деятельности во всех отраслях хозяйственной деятельности;

– создания экономической заинтересованности в обеспечении эффективной дизайн-деятельности;

– государственного нормирования дизайн-деятельности;

– государственного надзора за обеспечением условий дизайн-деятельности, за её функционированием и развитием;

– сертификации объектов (изделий), удостоверяющих их соответствие нормативам дизайн-деятельности;

– научных исследований в области дизайна;

– мер по своевременному информированию органов государственной власти о текущем состоянии дизайн-деятельности;

– мер по обеспечению пропаганды достижений в сфере дизайн-деятельности;

– мер по привлечению к ответственности за нарушение настоящего законодательства.

3.2. Финансирование мероприятий по обеспечению оптимальных условий дизайн-деятельности осуществляется за счёт средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств отраслевых хозяйств и других источников в соответствии с текущим законодательством.

Статья 4. Виды дизайн-деятельности

1. Индустриальный дизайн – проектирование объектов (изделий) орудий труда, агрегатов, механизмов, оружия, средств транспорта и т. д.

2. Дизайн архитектурной среды – проектирование и строительство жилых и общественных зданий и сооружений, малых архитектурных форм, визуальных коммуникаций, рекламы, вечернего искусственного освещения, интерьеров жилых и общественных зданий, витражей, памятников, парковой скульптуры и т. д.

3. Ландшафтный дизайн – проектирование озеленения городских скверов, парков, улиц, площадей, зон отдыха и т. п.

4. Фитодизайн – проектирование и составление композиции букета, миниатюрного сада, интерьера с использованием растений.

5. Дизайн одежды и аксессуаров – проектирование одежды и другой швейной продукции, а также обувной, меховой и иной индустрии, производящей соответствующие товары.

6. Графический дизайн – проектирование и художественное оформление книги, рекламно-информационного проспекта, буклета, плаката, торговых марок, фирменных знаков и т. п.

7. Компьютерный дизайн – графическое и пространственное проектирование, объёмное моделирование информационных и виртуальных систем различного назначения.

8. Арт-дизайн – проектирование синтетических и интегративных систем художественного и архитектурного формообразования.

Статья 5. Законодательство РФ в области обеспечения дизайн-деятельностью психологического, функционального и эстетического комфорта населения

Законодательство в области обеспечения дизайн-деятельностью социально-психологического комфорта населения России определяется Конституцией Российской Федерации и текущим законодательством и состоит из настоящего Федерального закона и иных относящихся к дизайн-деятельности нормативных правовых актов субъектов РФ.

Статья 6. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области дизайн-деятельности и обеспечения дизайн-разработками юридических и физических лиц Российской Федерации.

Статья 7. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения дизайн-разработками населения и юридических лиц

К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения дизайн-разработками относятся:

– определение основных направлений государственной политики в области дизайн-деятельности;

– разработка, принятие и реализация федеральных целевых программ по дизайн-деятельности, а также научных, образовательных и научно-технических программ в данной области;

– координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в области дизайн-деятельности;

– государственный дизайн-надзор;

– государственное регулирование дизайн-деятельности;

– дизайн-мониторинг;

– установление единой системы государственного учёта и отчётности дизайн-службы РФ;

– подготовка и опубликование ежегодных государственных докладов о дизайн-деятельности в РФ;

– координация научных исследований в области дизайн-деятельности;

– международное сотрудничество и заключение международных договоров РФ в области дизайн-деятельности.

Статья 8. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения населения и юридических лиц дизайн-разработками

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения дизайн-разработками относится:

– участие в выработке и реализации государственной политики в области дизайн-деятельности;

– разработка и принятие законов и иных нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения населения и юридических лиц дизайн-разработками;

– разработка, принятие и реализация региональных целевых научных и научно-технических программ по дизайн-деятельности;

– контроль за состоянием дизайн-деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;

– разработка и выполнение на территории субъекта РФ мероприятий по развитию дизайн-деятельности;

– разработка и реализация мер по созданию экономической заинтересованности граждан и юридических лиц в соблюдении настоящего закона;

– проведение дизайн-мониторинга на территории субъектов РФ;

– реализация связанных с дизайн-деятельностью мер по нравственному, правовому, эстетическому и экологическому обучению и воспитанию населения, направленных на укрепление здорового образа жизни и бережного отношения к культурному наследию;

– реализация мер по своевременному информированию населения о достижениях в области дизайна и о соответствии или несоответствии состояния среды человеческого обитания нормативам дизайн-деятельности;

– решение других, не отнесенных к полномочиям иных государственных органов вопросов в области дизайн-деятельности.

Статья 9. Полномочия органов местного управления в области обеспечения дизайн-разработками социально-психологического комфорта населения

Органы местного управления осуществляют свою деятельность по обеспечению дизайн-разработками в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Глава II
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИЗАЙН-РАЗРАБОТКАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО, ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО КОМФОРТА НАСЕЛЕНИЯ

Статья 10. Права граждан

В соответствии со ст. 42 и 58 Конституции РФ дизайн-деятельность призвана охранять среду обитания человека и является формой реализации прав граждан на благоприятную социальную экологию; к факторам, которые обеспечивают соответствующие права граждан посредством дизайн-деятельности, относятся:

– эстетическое, этическое и экологическое воспитание;

– формирование эстетических потребностей, вкуса и этических форм поведения;

– информация об эстетических, функциональных и других аспектах существующей и вновь разрабатываемой продукции, включая и предметное содержание окружающей среды;

– предложения по повышению качества психологического, функционального, эстетического и экологического комфорта среды обитания;

– информация об эстетическом и ином вреде, причинённом среде города, села или их отдельным объектам вследствие нарушения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации», а также при несоблюдении мероприятий в области дизайна в порядке, установленном законодательством РФ.

Статья 11. Права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц

Индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют права и обязанности:

– право получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной дизайн-службы РФ информацию о состоянии существующей и вновь разрабатываемой продукции и среды обитания в части, касающейся сферы дизайн-деятельности;

– право получать информацию о разработке органами исполнительной власти всех уровней мероприятий по обеспечению дизайн-разработками психологического, функционального, эстетического и экологического комфорта населения.

Статья 12. Обязанности граждан

В соответствии с требованиями закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации», а также предписаний и заключений должностных лиц, осуществляющих государственный надзор в области дизайна, граждане обязаны:

– заботиться об эстетической и эстетико-экологической составляющей семейной, производственной, городской, сельской и ландшафтной среды;

– не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение эстетической и эстетико-экологической среды обитания.

Статья 13. Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:

– выполнять требования Федерального закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации», а также постановлений, предписаний и дизайн-заключений должностных лиц, осуществляющих государственный надзор в области дизайна;

– разрабатывать и проводить мероприятия по развитию дизайн-деятельности;

– осуществлять производственный контроль посредством проведения научных исследований и испытаний, направленных на соблюдение нормативов дизайн-деятельности;

– принимать участие в проведении работ по дизайнерской оценке эстетического, функционального и эргономического уровня выпускаемой продукции; разрабатывать методы контроля состояния эстетической, функциональной и эстетико-экологической среды обитания человека с точки зрения нормативов дизайн-деятельности;

– своевременно информировать органы дизайн-надзора о нарушении требований дизайна;

– руководствоваться официально утверждёнными требованиями по дизайну на всех стадиях проектирования и изготовления продукции (предмета дизайна);

– возмещать в полном объёме вред, причинённый эстетической, функциональной и этико-экологической среде города, села и их объектам вследствие нарушения законодательства «О дизайн-деятельности в Российской Федерации» в порядке, установленном федеральным законодательством.

Глава III
ДИЗАЙН-ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО, ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО КОМФОРТА НАСЕЛЕНИЯ

Статья 14. Дизайн-требования по обеспечению дизайн-деятельностью психологического, функционального и эстетического комфорта населения в условиях городской и сельской среды

14.1. При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путём комплексного подхода к решению архитектурных, дизайнерских, художественных и социальных задач, направленных на благоустройство городских и сельских поселений, предупреждение и устранение вредных воздействий на человека и среду его обитания.

14.2. При разработке архитектурных, дизайнерских, художественных норм проектирования, схем градостроительного планирования развития территорий, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистральных городов, сёл, при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного, транспортного, сельскохозяйственного назначения и посадки зелёных насаждений на соответствие к общему числу жителей, а также организации санитарно-защитных зон, выбора земельных участков под строительство должны соблюдаться утверждённые в установленном законом порядке дизайн-требования.

14.3. Утверждение комплексных архитектурных, дизайнерских и художественных норм проектирования и проектно-технической документации о планировке и застройке городских и сельских поселений, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации объектов, предоставлении земельных участков под строительство, а также о вводе в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии дизайн-заключения о соответствии таких объектов необходимым эстетическим, функциональным и эстетико-экологическим требованиям.

14.4. Граждане, предприниматели, юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и/или кредитование, в случае выявления нарушений дизайн-требований или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и/или кредитование.

Статья 15. Дизайн-требования к продукции, выпускаемой в различных отраслях народного хозяйства

Дизайн-требования в своей совокупности включают комплекс следующих требований к проектируемой, создаваемой и эксплуатируемой продукции:

15.1. Социальные:

– общественная полезность объекта, изделия, обуславливающая необходимость его производства и обеспечивающего повышение уровня психологического, функционального и эстетического комфорта населения;

– соответствие продукции достижениям научно-технического прогресса, современной отечественной культуры, эстетической организации труда;

– обеспечение общественно-необходимого эстетического уровня, высокого функционального качества и экономической эффективности;

– уникальность формы объекта (изделия), исключающая его преждевременное моральное старение.

15.2. Функционально-технические:

– функциональность изделия, оптимальность функции, соответствие конструкции и формы их назначению;

– прогрессивность конструкции, её высокие технико-эксплуатационные показатели, учёт межотраслевых требований к конструкции изделия (объекта);

– технологичность формы изделия, предусматривающая возможность применения рациональной технологии, обеспечивающей единство промышленного воспроизводства формы и высоких потребительских свойств объекта (изделия).

15.3. Эргономические:

– оптимальное распределение функций между человеком и объектом (изделием);

– соответствие функций, порученных человеку, и объекта (изделия), предусматривающих оптимальную адаптацию организма человека к работе с данным объектом (изделием);

– соответствие системы управления и контроля функций изделия (объекта) комфорту человека в рамках его физиологических, психологических и интеллектуальных возможностей;

– функциональное использование цвета;

– создание оптимального санитарно-гигиенического режима на рабочем месте;

– эффективность защиты человека от вредных воздействий на его организм;

– благоприятный климат.

15.4. Эстетические:

– информативность формы; идентифицируемость изделия (объекта), его соответствие оригинальным формообразующим элементам, отличающим данный объект (изделие) от аналогов (с надписями, номерами, табличками, указателями);

– композиционное совершенство; согласованность сущности и предназначения предмета с эстетикой его объемно-пространственной структуры;

– гармоничность формы; соответствие предмета окружающей среде и конкретным условиям его функционирования и эксплуатации;

– совершенство качественного технологического исполнения (СКТИ) как комплексного показателя покрытия и отделки поверхностей объекта (изделия);

Производство, применение и реализация новых разрабатываемых или внедряемых видов продукции, новых технологических процессов допускаются при наличии дизайн-заключения об их соответствии дизайн-требованиям.

Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие разработку, производство, транспортировку, закупку, хранение и реализацию продукции, в случае несоответствия дизайн-требованиям обязаны приостановить такую деятельность, изъять продукцию из оборота и принять меры по недопущению применения (использования) продукции, которая может причинить ущерб человеку или окружающей среде.

Статья 16. Дизайн-требования к жилым помещениям

Жилые помещения по площади, планировке, освещённости, изоляции, микроклимату, воздухообмену, уровню шума, вибрации, ионизирующим и неионизирующим излучениям, цветовому решению, фактуре материала, должны соответствовать необходимым дизайн-требованиям.

Содержание жилых помещений должно обеспечивать их жителям психологический, функциональный и эстетический комфорт.

Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с законом «О дизайн-деятельности в Российской Федерации» непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается.

Статья 17. Дизайн-требования к условиям эксплуатации объектов (изделий)

17.1. Эксплуатация машин, агрегатов, приборов, транспорта, средств связи, общественных помещений, сооружений, оборудования и т. д. должна осуществляться на основе действующих норм РТМ, МУ, ОСТов, ГОСТов, СНИПов, а также дизайн-требований с целью обеспечения для человека благоприятных условий в работе, быту и во время отдыха.

17.2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить работу цехов, участков, эксплуатацию машин, агрегатов, приборов, транспорта, зданий, сооружений, оборудования, оказание услуг в случаях, если эти работы и услуги нарушают дизайн-требования.

Статья 18. Дизайн-требования к условиям воспитания и обучения в образовательных учреждениях

18.1. В соответствии с законом «О дизайн-деятельности в Российской Федерации» в воспитательных и образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм должны осуществляться меры по формированию абстрактно-образного, креативного мышления, эстетического вкуса, умения и навыков по основам изобразительной грамоты у всех возрастных категорий населения.

18.2. Программы, методики, способы, принципы воспитания и обучения, технические изобразительные средства, аудио-визуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии дизайн-заключения об их соответствии дизайн-требованиям.

15.3. В рамках дизайн-деятельности эстетическое воспитание и обучение населения обязательны, они направлены на духовное обогащение, сохранение и развитие отечественной культуры и укрепление здорового образа жизни. Эта деятельность осуществляется:

– в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях;

– при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в обучение программ по изобразительному, сценическому, пластическому и музыкальному искусству;

– при профессиональной подготовке архитекторов, дизайнеров, художников и специалистов других областей знания, связаных с дизайн-деятельностью.

Глава IV
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 19. Государственное нормирование дизайн-деятельности в Российской Федерации

19.1. Государственное нормирование дизайн-деятельности включает в себя:

– разработку единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию дизайн-деятельности;

– контроль за использованием средств НИР и ОКР по государственному нормированию дизайн-деятельности;

– разработку, экспертизу, утверждение и опубликование нормативных документов дизайн-деятельности;

– контроль за внедрением дизайн-требований, изучение и обобщение практики их применения;

– регистрацию и систематизацию дизайн-требований, формирование и внедрение единой федеральной базы данных в области государственного нормирования дизайн-деятельности.

19.2. Государственное нормирование дизайн-деятельности осуществляется органами и учреждениями государственной дизайн-службы Российской Федерации в соответствии с положением, утверждённым Правительством РФ.

Статья 20. Разработка требований к дизайн-деятельности

20.1. Дизайн-требования разрабатываются федеральными органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять дизайн-надзор, и иными органами дизайн-службы Российской Федерации.

20.2. Разработка дизайн-требований должна предусматривать:

– проведение комплексных исследований по выявлению и оценке воздействия факторов среды человеческого обитания на физиологию, психологию, эстетические потребности и эстетическое сознание населения;

– определение дизайн-требований, касающихся воздействия негативных факторов на жизнедеятельность населения;

– установление критериев архитектурных, дизайнерских, художественных, экологических, психологических и иных факторов среды человеческого обитания;

– установление оснований для пересмотра дизайн-норм и иных нормативов, связанных с дизайн-деятельностью;

– анализ международного опыта в области нормирования дизайн-деятельности;

– прогнозирование социальных, экономических, экологических и культурных последствий применения дизайн-требований к среде обитания человека;

– обоснование сроков и условий введения в действие нормативов дизайн-деятельности.

Статья 21. Утверждение и введение в действие требований к дизайн-деятельности

21.1. Дизайн-требования на стадии проекта обсуждаются, корректируются и утверждаются на заседаниях Совета Союза дизайнеров России.

21.2. Дизайн-требования подлежат утверждению, регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

21.3. Соблюдение дизайн-требований является обязательным для населения, предпринимателей и юридических лиц.

21.4. Нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов дизайн-деятельности, должны соответствовать Конституции РФ и текущему законодальству.

Статья 22. Особенности сертификации результатов дизайн-деятельности

Сертификация дизайн-продукции (дизайн-разработок и предметов дизайна) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии дизайн-заключения об их соответствии дизайн-требованиям.

Статья 23. Дизайн-экспертиза

23.1. Дизайн-экспертиза: расследования, обследования, исследования, испытания, эстетические и иные виды оценок – проводятся органами и учреждениями государственной дизайн-службы Российской Федерации, а также организациями и экспертами, аккредитованными в установленном порядке.

23.2. Целями дизайн-экспертизы, проводимой на основе научных методов и нормативных актов, являются:

– установление и предотвращение негативных факторов, угрожающих жизнедеятельности человека;

– установление соответствия (несоответствия) проектно-технической документации объектов (изделий) дизайн-требованиям в соответствии с настоящим федеральным законом «О дизайн-деятельности в Российской Федерации».

23.3. На основании результатов дизайн-экспертиз главными дизайнерами государственной дизайн-службы, даются дизайн-заключения.

23.4. Порядок проведения дизайн-экспертиз устанавливается федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный дизайн-надзор.

23.5. Органы и учреждения государственной дизайн-службы Российской Федерации, организации, аккредитованные в установленном порядке, и дизайн-эксперты несут ответственность за их качество и объективность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Государственный дизайн-надзор

24.1. Государственный дизайн-надзор включает в себя:

– контроль за выполнением закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации», а также качеством мероприятий, направленных на развитие дизайн-деятельности, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный дизайн-надзор;

– меры пресечения нарушений Федерального закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации», выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения дизайн-требований, а также привлечения к ответственности лиц, их совершивших;

– контроль за организацией дизайн-деятельности;

– проведение дизайн-расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения негативных факторов, сдерживающих развитие дизаин-деятельности;

– разработку предложений о проведении дизайн-мероприятий, направленных на улучшение организационной работы по обеспечению дизайн-деятельности;

– обработка и анализ статистических данных в области дизайн-деятельности;

– государственный учёт достижений отечественного дизайна;

– анализ дизайн-деятельности как инструмента государственной экономической и социальной политики;

24.2. Государственный дизайн-надзор осуществляется органами и учреждениями (должностными лицами) государственной дизайн-службы Российской Федерации.

Статья 25. Дизайн-мониторинг

25.1. Дизайн-мониторинг осуществляется для выявления и оценки состояния и перспектив дизайн-деятельности.

25.2. Дизайн-мониторинг проводится на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, в городских и сельских поселениях органами и учреждениями Государственной дизайн-службы РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

25.3. Порядок проведения дизайн-мониторинга устанавливается Правительством Российской Федерации.

Глава V
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДИЗАЙН-СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 26. Основные принципы организации и деятельности системы дизайн-службы Российской Федерации

26.1. Государственная дизайн-служба Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих контроль за соблюдением дизайн-нормативов при разработке и производстве продукции всех видов и форм назначения.

26.2. Система государственной дизайн-службы Российской Федерации включает в себя:

– федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять контроль за соблюдением дизайн-нормативов разрабатываемой и выпускаемой продукции;

– систему органов и учреждений государственной дизайн-службы РФ, созданной в установленном законом порядке с целью обеспечения нормативной базы дизайн-деятельности научно-исследовательских, проектно-конструкторских учреждений и производственных предприятий всех форм собственности в России.

26.3. Организация деятельности системы Дизайн-центра Правительства Российской Федерации осуществляется Главным дизайнером, а также главными дизайнерами дизайн-центров субъектов Российской Федерации и главными дизайнерами городов и районов.

26.4. Главные дизайнеры органов исполнительной власти на всех административных и территориальных уровнях осуществляют деятельность, направленную на удовлетворение потребности общества в дизайн-разработках, а также осуществляют управление, мониторинг и контроль за дизайн-деятельностью в Российской Федерации.

26.5. Органы и учреждения дизайн-службы Российской Федерации, осуществляющие свои полномочия на основе субординации и подчинения нижестоящих органов – вышестоящим, вплоть до Министра государственной дизайн-службы Российской Федерации (главного дизайнера России).

26.6. Структура государственной дизайн-службы Российской Федерации, принципы её работы, цели и задачи, порядок назначения руководителей дизайн-службы определяются Положением о Государственной дизайн-службе, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 27. Финансирование дизайн-службы Российской Федерации

Финансирование государственной дизайн-службы Российской Федерации осуществляется за счёт:

– средств федерального бюджета;

– средств, поступивших за выполнение работ и оказание услуг учреждениям государственной дизайн-службы РФ по договорам с юридическими и физическими лицами;

– средств, полученных от граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в порядке возмещения органам и учреждениям дизайн-службы расходов на проведение дизайн-мероприятий;

– средств, полученных от издательской деятельности;

– добровольных взносов и пожертвований физических и юридических лиц на развитие дизайн-деятельности;

– других не запрещённых законодательством Российской Федерации источников.

Статья 28. Права органов и учреждений государственной дизайн-службы Российской Федерации на пользование имуществом и земельными участками

28.1. Помещения, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемое органами и учреждениями государственной дизайн-службы РФ для выполнения возложенных на них задач, находятся в федеральной собственности и передаются указанным органам и учреждениям в пользование на правах хозяйственного ведения или оперативного управления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

28.2. Земельные участки, на которых размещаются здания, сооружения органов и учреждений государственной дизайн-службы РФ, безвозмездно предоставляются им в постоянное пользование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 29. Должностные лица Государственной дизайн-службы Российской Федерации

29.1. Должностными лицами государственной дизайн-службы Российской Федерации, уполномоченными осуществлять дизайн-деятельность в отношении существующей и вновь разрабатываемой продукции и осуществляющими государственный дизайн-надзор от имени органов и учреждений указанной службы являются: главные дизайнеры, их заместители, специалисты органов и учреждений дизайн-службы РФ (далее – должностные лица).

Перечень специалистов, уполномоченных осуществлять дизайн-деятельность и дизайн-контроль устанавливается постановлением о государственной дизайн-службе РФ, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

29.2. Воздействие на должностных лиц, осуществляющих дизайн-деятельность и дизайн-контроль за выпускаемой и вновь разрабатываемой продукцией, с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствовать их деятельности не допускается и влечёт за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

29.3. Должностные лица, осуществляющие дизайн-деятельность и дизайн-контроль, находятся под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

29.4. Должностные лица, осуществляющие дизайн-деятельность и дизайн-контроль, имеют право на разработку и использование спецсимволики и спецодежды для повышения эффективности работы и функционирования работников дизайн-службы.

29.5. Право на замещение вакантных должностей дизайнеров и их заместителей имеют граждане России, получившие высшее художественно-промышленное образование и являющиеся членами Союза дизайнеров Российской Федерации.

Статья 30. Права должностных лиц, осуществляющих дизайн-деятельность и дизайн-контроль

30.1. Должностные лица, осуществляющие дизайн-контроль при осуществлении своих служебных обязанностей и предъявлении служебного удостоверения, имеют право:

– получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц информацию, связанную с дизайн-деятельностью;

– проводить расследование случаев нарушения дизайн-нормативов и принципов дизайн-деятельности, а также случаев препятствования дизайн-деятельности;

– иметь беспрепятственный доступ к хозяйствующим субъектам, имеющим отношение к выпуску, эксплуатации и разработке продукции промышленного и потребительского назначения с целью проверки соблюдения нормативов дизайн-деятельности;

– посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования условий их проживания и выработки рекомендаций, направленных на ликвидацию имеющих место или возможных нарушений дизайн-нормативов;

– проводить дизайн-оценку эстетического, функционального и эргономического качества всех видов продукции хозяйствующих субъектов;

– составлять протокол нарушений федерального закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации».

30.2. При выявлении нарушений дизайн-требований должностные лица, осуществляющие государственный дизайн-надзор, имеют право давать физическим и юридическим лицам предписания, обязательные для их исполнения в установленные законом сроки; эти предписания могут содержать заключения:

– об устранении выявленных нарушений;

– о прекращении выпуска продукции;

– о проведении мероприятий, направленных на улучшение качества выпускаемой продукции.

Статья 31. Полномочия главных дизайнеров и их заместителей

31.1. Главные дизайнеры и их заместители наделяются следующими полномочиями:

– рассматривать материалы и дела о нарушениях закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации»;

– предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае его нарушений;

– давать дизайн-заключения физическим и юридическим лицам;

– давать физическим и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные сроки;

– накладывать административные ограничения в виде предупреждений или штрафов;

– направлять в административные и правоохранительные органы материалы о нарушении закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации» для возбуждения уголовных дел.

31.2. Главные дизайнеры и их заместители имеют право:

– вносить предложения в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, направленные на улучшение дизайн-деятельности;

– предлагать меры по обеспечению населения дизайн-разработками федерального и регионального уровня, а также на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

– направлять директивные материалы в финансово-кредитные организации о приостановлении операций физических и юридических лиц по расчётным и другим счетам в случае нарушений указанными лицами дизайн-требований при осуществлении ими работ по проектированию и изготовлению продукции и невыполнения постановлений о приостановлении или прекращении таких работ;

– обращаться в органы государственной сертификации с требованиями о приостановке производства или изъятии продукции в случае установления её несоответствия дизайн-требованиям.

31.3. Главный дизайнер Дизайн-центра Правительства Российской Федерации наряду с общими должностными правами наделяется дополнительными полномочиями:

– выдавать дизайн-заключения о соответствии утверждаемых федеральными органами исполнительной власти проектов норм проектирования, проектов государственных стандартов, проектов образовательных стандартов, проектов других нормативных актов и федеральных целевых программ, в том числе и программ эстетического освоения всех видов выпускаемой и вновь разрабатываемой продукции, направленной на обеспечение дизайн-разработкам социально-психологического комфорта населения;

– утверждать нормативные документы, регламентирующие деятельность органов и учреждений государственной дизайн-службы Российской Федерации.

31.4. Главные дизайнеры субъектов Российской Федерации, а также городов и районов наделяются дополнительными полномочиями:

– разрабатывать и вносить для утверждения в органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный дизайн-надзор, проекты дизайн-требований;

– утверждать инструкции и иные документы, регламентирующие порядок осуществления государственного дизайн-надзора.

Статья 32. Обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный дизайн-надзор

Должностные лица, осуществляющие государственный дизайн-надзор, обязаны:

– своевременно и в полной мере обеспечивать условия, позволяющие контролировать качество дизайн-разработок и их результатов при производстве всех видов продукции;

– устанавливать причины и выявлять условия возникновения и распространения негативных факторов, связанных с нарушением дизайн-требований;

– рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам поддержания и развития должного уровня дизайн-деятельности и её результатов;

– информировать федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о дизайн-обстановке и о мерах, принимаемых органами и учреждениями государственной дизайн-службы РФ по обеспечению условий контроля за поддержанием должного уровня дизайн-деятельности при производстве всех видов выпускаемой и вновь разрабатываемой продукции, а также по обеспечению условий для проведения инновационных дизайн-разработок;

– осуществлять свою деятельность во взаимодействии с органами исполнительной власти всех уровней;

– добросовестно выполнять свои служебные обязанности.

Статья 33. Ответственность должностных лиц, осуществляющих государственный дизайн-надзор

За сокрытие фактов и обстоятельств, создающих негативные факторы в дизайн-деятельности и за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей должностные лица, осуществляющие государственный дизайн-надзор, несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 34. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный дизайн-надзор

34.1. Действия должностных лиц, осуществляющих государственный дизайн-надзор, могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного дизайн-надзора, главному дизайнеру государственной дизайн-службы Российской Федерации, а также в судебном порядке.

34.2. Жалоба рассматривается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

34.3. Подача жалобы не приостанавливает обжалуемые действия до решения суда.

Глава VI
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА «О ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 35. Ответственность за нарушение закона «О дизайн-деятельности в РФ»

35.1. За нарушение закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации» устанавливается дисциплинарная и уголовная ответственность.

35.2. Административные взыскания за нарушение закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации» налагаются постановлениями должностных лиц, осуществляющих государственный дизайн-надзор, в соответствии с полномочиями, предусмотренными данным Федеральным законом.

35.3. Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации» устанавливается законодательством Российской Федерации.

Статья 36. Исполнение постановления о наложении штрафа на юридическое лицо за нарушение закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации»

Постановление о наложении штрафа на юридического лицо подлежит исполнению не позднее чем через 15 дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования такого постановления – не позднее, чем через 15 дней со дня уведомления в письменной форме об отказе в опротестовании жалобы. По истечении указанных сроков и при отказе от добровольного исполнения постановления о наложении штрафа исполнение указанного постановления осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 37. Гражданско-правовая ответственность за причинение ущерба вследствие нарушения закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации»

Ущерб, причинённый личности или имуществу гражданина, а также ущерб, причинённый имуществу юридического лица вследствие нарушения закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации», подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившем ущерб, в полном объёме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава VII
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 38. Вступление в силу настоящего Федерального закона «О дизайн-деятельности в РФ»

Настоящий закон «О дизайн-деятельности в Российской Федерации» вступает в силу со дня его официального опубликования.

© А. Ф. Доньшин, проект Федерального закона
«О дизайн-деятельности е Российской Федерации», 2007
Тел. 8-916-931-86-44

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru