Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2007, № 3 (44)
Сайт «Разум или вера?», 14.12.2007, /humanism/journal/44/koleinikov.htm
 

Rambler's Top100

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2007 № 3 (44)

МНЕНИЯ, РЕПЛИКИ, ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ

(журнальный
вариант)

Прочти, пойми,
поведай всем

Эдуард Колейников

Россия – страна чудес! Все три её сегодняшних государственных символа – сплошное недоразумение!

Двуглавый орёл с тремя коронами, скипетром и державой – явно монархический герб. Однако этот анахронизм заменить нечем. Единственный исторический конкурент – герб РСФСР сгинул вместе с СССР. Если судить строго, монархическая символика противоречит немонархической Конституции.

Наш трёхцветный флаг, оказывается, не совсем наш. Этот БЕло-СИне-Красный флаг – «БЕСИК», как называл его ещё Пётр I, символизирует ныне не существующую Российскую империю, основой которой был тройственный славянский союз. Красная полоса флага – большая, великая, красивая, «красная» Россия, т. е., собственно, сама Россия. Голубая или СИняя полоса флага – голубая, малая Россия, Малороссия, т. е. Украина. БЕлая полоса флага – яснее ясного, что Белоруссия.

С этой нелепостью нашей символики, возможно, и допустимо безубыточно мириться, но есть необходимость выступать против третьей, самой большой, непростительной нелепости нашей символики, напрямую ущемляющей наши права. Я имею в виду государственный гимн России. Судя по некоторым заключённым в нём словам и предложениям, правильнее, законнее называть его антиконституционным. Пункт 3 статьи 29 Конституции России гласит: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них». А гимн принуждает всех без исключения россиян к выражению мнения и убеждения, что Россия – «Хранимая Богом… земля». Через обязанность россиян уважать гимн своей страны он принуждает атеистов, скептиков, агностиков, рационалистов, индифферентистов и других людей, не считающих себя религиозными верующими, признавать существование Бога, верить в то, что он хранит нашу страну. Тем самым гимн превращает значительное число россиян в «душевных рабов», в фарисеев поневоле 1. Ведь насильственно заставлять молиться кого бы то ни было, даже самих себя есть фарисейство. А верующих, поддерживающих и простодушно, неосознанно несущих в народ эту неправду, гимн превратил как бы в своё воинство, т. е. в добровольных фарисеев, не оставив им даже шанса подумать о смысле и правомерности этой идеи. Их, можно сказать, провели на их же вере. Таким образом, воинствующий атеизм грозит обернуться своей противоположностью – воинствующим фарисейством.

Знать златую середину, уважать много- и разномыслие надо даже в исповедании религии. Включив в гимн вероисповедную идею, правители России сделали её заложниками и верующих, ведь не исключено, что сегодняшний верующий завтра не будет таковым. Однако признавать бытие божие его вынуждает гимн… Парадоксально, но по совести только те верующие и те неверующие по настоящему законопослушны, кто отвергает антиконституционный гимн: кто не против свободы совести и искренней бескорыстной веры, религии как добровольного выбора, не навязанного силой. Они-то как раз за подлинную религию, религию без насилия! Но они против превращения религии в фарисейство, во что-то не по их воле связанное с государственной политикой и государственными ритуалами. Они против антиконституционного сращивания религии с государством.

Кроме противозаконности, принятый текст гимна России содержит столько изъянов, что диву даёшься: как такая профанация могла стать нашим гимном? Оставить такой текст – значит согласиться, что Россия – действительно страна людей, не уважающих свой «великий, свободный и могучий русский язык». Гимн России по определению должен быть образцом русской словесности. Текст же антиконституционного гимна – сплошное издевательство над русским языком. Процитируем гимн и выделим курсивом наиболее одиозные его места.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твоё достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
Припев
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев
     

Разберём некорректные выражения гимна.

«Священная держава» – прилагательное однозначно не гражданское и не светское. Святость, священство, священное – это из области религии и церковной жизни. Стоит ли уподоблять страну религиозному царству или какой-то церковной реальности? В этом случае мы не только лишаем себя реализма, восприятия того, что есть, таким, каково оно есть в действительности, но и доводим естественную любовь к Родине до противоестественной религиозной экзальтации, что на деле становится фарсом, неуёмным самовосхвалением, фальшью. Держава может быть и бывает всякой: великой и несчастной, могучей и слабой, лапотной и ядерной, мирной и милитаризированной, отсталой или передовой, она так или иначе переживает взлёты и падения. А священной, святой – в рамках религиозной лексики – может быть книга, икона, человек и даже обезьяна или корова (как у индусов).

«Предками данная мудрость народная!» Выражение корявое и тёмное. Мудрость – не вещь, которую можно где-то «взять» и кому-то «дать». Кроме того, получается, что предки как бы одно, а народ – другое. Взяли предки у народа мудрость и передали нам, сегодняшним. Довольно глупо, даже узколобо. Мудрость национальная, народная, конечно, великое достояние. Но мудрость, знания, культура народа образуется из многих источников, не только национальных, но и мировых. Россия – страна иудео-христианских и греко-античных традиций. Это, как ни взглянуть, наши исключительно важные культурные корни. Так что выделенные слова скорее пропагандистские, плоские по своему смыслу, отмеченные гордыней и, конечно же, далеко не мудрые. Корявы и двусмысленны слова припева: то ли в нём сводится Отечество к «предками данной мудрости народной», то ли славятся Отечество, братский союз и народная мудрость.

В целом припев оставляет впечатление каких-то бессвязных выкриков, набора случайных предложений. И как, скажем, воспринимать строку: «Славься страна! Мы гордимся тобой!»? Страна «славится» как бы сама собой, а мы стоим сбоку и восклицаем: «Мы гордимся тобой!». Противоестественная картина. Гордиться в позе стороннего наблюдателя страной – глупо и иждивенчески-непатриотично.

«Одна ты на свете, одна ты такая / Хранимая Богом родная земля». Давайте вдумаемся в эти слова. Здесь буквально утверждается, что Россия – единственная на свете земля, хранимая Богом. Все прочие народы Земли должны бы обидеться на Россию за такую «приватизацию» Бога. Что, все прочие земли, кроме России, забыты, подобно острову Невезения, Богом? Но если вспомнить нашу трудную, так плохо сберегавшую российское народонаселение, историю государства российского, то как раз и получится, что Россия – горемыка, возможно, самая на свете не хранимая Богом земля! Трудно отрицать, что это – не более чем беспардонная выдача желаемого за действительное – видимо, с целью усыпления разума россиян, дабы не выступал он за своё лучшее будущее, дабы поверил в эту сказку, поддался этому охмурению и сделался, как обычно он это делает, покорным, бессловесным и безвольным.

В 1998 г. я обращал внимание Комиссии по созданию гимна на антиконституционность смысла строки гимна «Да хранит Господь тебя, Россия». Комиссия, возможно, и приняла к сведению моё замечание. И, доведи она дело до конца, наверно, она не пропустила бы гимн, где упоминается понятие «Бог». Беда в том, что саму Комиссию Президент ликвидировал и своим Указом всё-таки сохранил в гимне это слово. А Дума бездумно утвердила эту кошмарную ошибку.

Как говорил Конфуций: «Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прежних ошибок». Любая прежняя ошибка простительна, если сразу после обнаружения исправляется. Но нет! Администрация Президента, Дума и прочие госорганы с Конфуцием не согласны и вот уже шесть лет не желают исправлять ошибки гимна, сколько я к ним ни обращался. Такое упрямство уже превратило нечаянную сначала ошибку во вполне сознательное, неконституционное действие.

Единственная категория людей, имеющих формальную возможность избежать признания и почитания антиконституционного гимна – это те россияне, которые ещё не обменяли паспорт СССР на российский паспорт. Имея на руках бессрочный паспорт СССР, который всё ещё действителен, они пока обладают уникальной, законной возможностью заменять для себя слова гимна России словами гимна СССР на ту же музыку и таким образом избегать насилия над своей совестью и убеждениями. Вот почему я до сих пор не обменял паспорт СССР на российский. С 7 марта 2001 г. – со дня принятия Думой антиконституционного гимна, я борюсь против несправедливости. Являясь по отношению к России негражданином, я в этом веке ни разу не голосовал. Ведь по закону голосуют только граждане. Однако нельзя же вечно оставаться гражданином несуществующего государства? Я дошёл до Конституционного суда с гражданским делом по этому поводу. Цель моей судебной тяжбы – заменить паспорт СССР на такое российское удостоверение личности, которое, так же как и паспорт СССР, не обязывало бы меня признавать и почитать антиконституционный, по моему мнению, гимн России.

Конституционный суд принял Определение «об отказе в принятии жалобы на нарушение моих конституционных прав положениями Федерального конституционного закона "О Государственном гимне Российской Федерации"». Я послал Определение в Европейский суд по правам человека, думая, что возможности Конституционного суда, как средства внутренней правовой защиты, на этом исчерпаны. В журнале «Огонёк» (№ 51 от 18.12.06) в статье «Бог с гимном» Конституционный суд «объяснил», что «закон требует от меня только одного: вставать во время исполнения гимна». Вот яркий пример фарисейства: им наплевать, что в душе я не приемлю антиконституционный, как я считаю, гимн – лишь бы внешне я вёл себя, с их точки зрения, благопристойно. О каком «законе» они толкуют? Главным законом, имеющим высшую юридическую силу, является Конституция. Моё отвержение гимна ей соответствует. Если же, забывая о Конституции, они имеют в виду закон о гимне России, то он требует не только вставания.

Статья 8: «Использование Государственного гимна РФ в других музыкальных произведениях и иных произведениях искусства допускается в случаях и в порядке, устанавливаемых Президентом РФ».

 
 

Сообщение Э. И. Колейникова на семинаре РГО. 2007 г.

Вряд ли Президентом предусмотрена замена текста гимна России текстом гимна СССР. Я же, имея паспорт СССР и верный присяге СССР, которую до сих пор храню и которую с меня никто не снимал, упорно (или упрямо, как могут думать другие) делаю это. Во времена СССР при исполнении гимна я вставал. Теперь, когда вне меня СССР не существует, я пою гимн СССР не вставая. Я потому и не меняю паспорт СССР на российский паспорт, чтобы законно сидеть. Такой обмен был бы отказом от присяги СССР и присягой России с обязательством соблюдать все её законы, в том числе и закон о гимне.

Статья 9: «Исполнение и использование Государственного гимна РФ с нарушением настоящего Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным гимном РФ влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ».

Замена гимна России гимном СССР нарушает и эту статью. Кроме того, одно то, что я называю гимн России антиконституционным – уже может быть истолковано как надругательство над ним – надругательство неизбежное по крайней мере для тех, кто не верит в Бога. Я просто тайное делаю явным. И всё моё гражданское судебное дело – сплошное надругательство над гимном России. На всех ступенях судопроизводства я заявлял о его непризнании. Перед Верховным судом я прямо ставил ультиматум: «либо обяжите ответчиков выдать мне удостоверение личности, не обязывающее меня признавать и почитать антиконституционный гимн России, либо привлеките меня к ответственности за нарушение закона № 3-ФКЗ (закона о гимне) с изменениями от 22 марта 2001 г. № 2-ФКЗ. Официально заявляю, что, считая себя законопослушным, поскольку отдаю приоритет Конституции РФ, я сознательно, преднамеренно и целенаправленно нарушаю ныне действующий Закон о гимне России. Я нарушаю все его статьи, объясняя людям по мере моих сил и возможностей, антиконституционность слов гимна «Хранимая Богом родная земля». Верховный суд меня за надругательство над гимном к ответственности не привлёк, разрешив, таким образом, это делать.

Подавая жалобу в Конституционный суд, я не только повторил этот ультиматум, но и представил им текст, который положен в основу настоящей статьи. Один раз меня пытались привлечь к ответственности за нарушение закона о гимне. Это было после первомайского митинга в 2004 г. Там, при исполнении музыки гимна, я, стоя в первом ряду перед губернатором Стародубцевым, пел гимн СССР и показывал ему плакат: «НЕТ – АНТИКОНСТИТУЦИОННОМУ ГИМНУ РОССИИ! ДА – СВОБОДЕ СОВЕСТИ!» На следующий день я пришёл в областную администрацию с заявлением, что именно я это делал и просьбой разрешить мне подобные действия. Заявление не приняли, но меня арестовали и под дулом автомата отправили в милицию. В машине автоматчику стало жарко. Он попросил меня подержать автомат и снял бронежилет. Это было похоже на комедию. Мне было очень весело. Я думал, что наконец-то со мной разберутся до конца. Но никто разбираться и не думал. Полдня меня держали в ожидании какого-то начальника. Он, якобы, не прибыл, и меня отпустили. Я вернулся в областную администрацию и не только подал заявление, но и жалобу на охрану. Изложив теперь всё это Конституционному суду, я попросил прислать за мной ещё раз автоматчика в бронежилете и с автоматом и разобраться со мной до конца. Копию заявления я подал в Администрацию Президента РФ с аналогичным заявлением лично В. В. Путину.

Пока Конституционный суд, Президент России В. В. Путин и Европейский суд разбираются с гимном России, я предложил Союзам композиторов России и Москвы текст гимна Союза Братских Народов – СБН (пока – союза России и Белоруссии).

Я послал жалобу в Европейский суд по правам человека. Но и этот суд не поддержит меня, если не поддержит народ. Граждане не должны безмолвствовать. Не молчите – не будьте немыми. Наградой Вам будет возвращение российскому народу свободы совести и возвращение самой России в правовую область соблюдения прав человека. Это будет и возвращением нашей Родины в здоровую душевную, духовную атмосферу, становлением её на пути правды, свободы, законности и справедливости.


Мириться с утверждением, что Бог хранит Россию, т. е. с идеей совершенно произвольной, не поддающейся доказательству, а в сопоставлении с фактами российской истории просто и нелепой – значит отдавать себя в душевное рабство. Душевный раб, сокращённо – «дура» – это как раз и есть та ситуация, когда человек против своей воли, но через обязанность чтить гимн своей Родины, должен вынужденно лицемерить, ставить себя в ложное положение, унижать собственное достоинство и фактически мириться с неуважением к себе тех госструктур, которые и узаконивают гимн с незаконными словами. То положение, что Бог хранит Россию, не только не выдерживает научного, рационального анализа, но и психологически неправильно, поскольку может не только разжигать чувства гордыни, исключительности и избранности (нас «хранит», а другие народы, возможно, и нет), но и закреплять столь вредные черты нашей ментальности, как беспечность и лень. Если Бог хранит Россию, то что мне-то её хранить. Мне можно и с печи не слезать, и не трудиться, и не отвечать за что-либо. Говоря по-современному, халява, сэр! Надёжней чем «светлое будущее коммунизма»…

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru