Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2007, № 1 (42)
Сайт «Разум или вера?», 05.06.2007, /humanism/journal/42/kuvakin.htm
 

Rambler's Top100

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2006/2007 № 1 (42)

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

 
 
 
 

Церковь, Русская православная церковь Московского Патриархата, приходит в школу. Государственную, муниципальную, светскую, многонациональную, многоконфессиональную, в школу верующих и неверующих детей и молодёжи, истово молящейся Богу и ничего не знающей о нём или знающей, но глубоко индифферентной или даже чуждой идее Бога. Всякого – и православного, и иудейского, и мусульманского… Такова реальность.

Что же происходит? Каковы причины этого похода РПЦ на школу? Каковы политические, идеологические, правовые и моральные последствия этого пришествия?

Церковь, школа
и конституционные ценности

Валерий Кувакин

1. Благие намерения

Общество переходного периода всегда нестабильно, даже если развивается хорошими экономическими темпами (чего у нас, правда, не наблюдается). Эта неустойчивость обнаруживается и на идеологическом, мировоззренческом, социально-психологическом уровне. Старые представления не работают или уходят, новых, как кажется, нет, если человек не в состоянии активно искать и вырабатывать их. Вакуум в общественном и индивидуальном сознании опасен так же, как и пробоина корабля, плывущего в океане. Сквозь «пробоину» общественного «корабля», имя которому Россия, хлещет всякая пакость в виде нигилизма, цинизма, порнографии, пропаганды алкоголя, вседозволенности, насилия и мистики, эгоизма и лицемерия…

Ситуация действительно опасная и нетерпимая. Нужен спасательный круг. Нужны ценности, которые не дадут обществу деградировать морально и психологически. Но, как веками считал правящий класс, нужна и идеология. Одна на всех. Потому что нужно «единение царя с народом» или «морально-политическое единство советского народа». Нужно единомыслие. Нужно, чтобы всем было проще и легче: государству – управлять, населению – быть управляемым, хорошо понимающим и что мы «строим», и куда нас ведут, и когда очередная прибавка к пенсии.

Действовать нужно решительно, быстро и с наименьшими затратами. Нужно спасать народ. Но кто же этот спаситель? Демократы – с их невнятными, путанными и быстро разлагающимися в постсоветстком кислотном сознании идеями? Коммунисты – с их обветшалой догматикой и унылой абстрактной риторикой? Нет такой силы…

Но, стоп! Как нет? Вот же она! Веками кормящаяся у народа и власти, служащая последней на любых условиях, ещё недавно униженная, готовая на всё, только бы нужной быть вертикали. Неважно какой: самодержавной, сталинской или суверенной. Да и ведь какая разветвлённая структура! Сбербанк позавидует. И народ, кажется, благосклонен к ней, нашей родной РПЦ. Нужно быть ленивым и тупым, чтобы не использовать эту структуру.

И вот началось. Возрождение: церквей, монастырей, духовных учебных заведений… Уже более десятка лет длится это возрождение. Создаётся мощный фундамент. Материальный. А иной, духовный? Что-то не просматривается, если судить по чудовищной коррупции, наркомании, числу самоубийств и вымиранию населения. Были легенды о восьмидесятипроцентной и более религиозности россиян, да только выяснилось, что воцерковлённых, регулярно посещающих храмы, дай Бог, процентов 8 – 10. Непорядок это, заворчала располневшая на бюджетных «грошах» бюрократия. Нужно помочь РПЦ окормлять народ.

Где он, народ-то? В офисах? Пошли туда. Окропим! На предприятиях? Пошли туда. Окропим и благословим. Но это разовые, церемониальные мероприятия. Не окормление. Да и сложно на них проповедовать. Бизнес – он и есть бизнес. На рабочем месте работать надо. Пенсионеры? Они на грани выживания и всё больше недовольны властью… и церковью, её союзницей. Да и что с них взять, с пенсионеров, так быстро вымирающих?..

Вот школа – это да! Пошли в школу, в вуз. Заодно и в армию. Там будущее, там гарантии на завтра.

И вот идёт РПЦ, круша Конституцию, Закон об образовании РФ, Закон о свободе совести и о религиозных объединениях. Уже как минимум четыре субъекта федерации (Брянская, Белгородская, Смоленская и Курская области) сдались РПЦ МП. В школах введена дисциплина «Основы православной культуры». Выполняя заказ на идеологию (но, подавая его как «социальный заказ», т. е. «по просьбам трудящихся»), нарушаются десятки статей основополагающих законов Российской Федерации.

И всё это, даже если и начиналось с благих намерений, уже сегодня оборачивается фарсом, переходящим – незаметно пока – в бескрайний межрелигиозный пожар в исключительно важной для нас сфере – в сфере образования и воспитания будущих граждан многонациональной и многокофессиональной, огромной федеративной страны.

Развалится страна. В одночасье, как только уровень конфликтов перерастёт пороговый. Но самое ужасное, что в этой войне не просматривается никаких позитивных идей на перспективу. Ни коммунизма, ни рыночной экономики, ни, тем более, ни демократии или «интеграции в Европу». Ожидается только взаимная ненависть и война на всеобщее уничтожение в душах «поколения некст». И нет здесь никакого преувеличения. Примеров конфликтов на религиозной почве не исторических, а сегодняшних – сколь угодно много 1.

2. Альтернатива

И вот идёт РПЦ, круша Конституцию, Закон об образовании РФ, Закон о свободе совести и о религиозных объединениях. Уже как минимум четыре субъекта федерации (Брянская, Белгородская, Смоленская и Курская области) сдались РПЦ МП. В школах введена дисциплина «Основы православной культуры». Выполняя заказ на идеологию, … нарушаются десятки статей основополагающих законов Российской Федерации.

Альтернатива, к счастью, есть, но, к несчастью, в основном на бумаге. Это – Конституция Российской Федерации. Трудность её восприятия народом исключительно велика, потому что Россия никогда не жила по закону. Она жила под властью государства, которое всегда было выше народа и закона. Это хорошо известно. Но Конституция есть и, главное, есть система народного образования, где её худо-бедно, но учат, так же как и идёт потихоньку освоение юными россиянами азов конституционного сознания.

Конституция – не икона. Это реальная на сегодня основа согласия и совместной жизни, потому что до лучшей государственной идеи пока не дошли, а худших тьма. Но зачем они нам?

Является ли Конституция России – её Идеей? Да, является!

Даёт ли Конституция гражданам систему фундаментальных ценностей? Да, даёт!

Не собираюсь здесь анализировать тексты Конституции и Закона об образовании, хотя сегодня они являются, быть может, самым главным нашим заданием на дом. Ограничусь Преамбулой.

3. Ценности преамбулы

Преамбула так мала, но столь много в ней основополагающих ценностей, что она представляется мне настоящей шкатулкой с драгоценностями. Вот её текст.

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

В чисто дидактических целях (ведь это же тоска для нас зелёная вникать в Конституцию!) я систематизирую те ценности, которые предопределяют не просто текст и смысл Основного закона страны, но и по нашему гражданскому долгу ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОСНОВОЙ нашего мировоззрения и всех общественных добродетелей.

…Права и свободы человека, людей, соединённых общей судьбой на своей земле и сохраняющих государственное единство. В принципе эти права подробно расписаны в тексте Конституции, они просты, понятны и самоочевидны. Но уже в этом пункте они дельно увязываются с нашей общей судьбой и их значением для сохранения государственного единства. Это и значит, что они образуют основу государственной идеи, не идеологической, а правовой…

Во-первых, – это права и свободы человека, людей, соединённых общей судьбой на своей земле и сохраняющих государственное единство. В принципе эти права подробно расписаны в тексте Конституции, они просты, понятны и самоочевидны. Но уже в этом пункте они дельно увязываются с нашей общей судьбой и их значением для сохранения государственного единства. Это и значит, что они образуют основу государственной идеи, не идеологической, а правовой, в которой свободы и ответственности каждого из нас связаны, указаны точно и ясно.

Во-вторых, – равноправие и единство народов. Что может быть важнее для федеративного государства, страны многих народов, народностей, этносов? Нет ничего проще, чем поссорить народы, но как трудно их помирить. Наше сегодняшнее уже совсем хрупкое единство оказалось в чрезвычайной ситуации. Необходимы срочные, в том числе и просветительские, информационные меры, чтобы отойти от черты, отделяющей нас от всеобщего конфликта и развала федерации. Сегодня всем очевидна мощь СМИ, особенно электронных. Задача морально-психологического единства может быть решена в течение немногих месяцев, тем более что очевидна «пластичность» народного сознания и психологии. Оно готово откликнуться на любую, даже самую сомнительную идею. Но оно тем более готово и способно с благодарностью воспринять голос разума. В условиях почти полного огосударствления средств массовой информации задача приведения ума и чувства в правовую и этическую норму не составляет труда. При одном условии – наличии политической воли, воли государства.

В-третьих, – вера в добро и справедливость. Чем не общая платформа народной веры, не отменяющей любую традиционную и нетрадиционную религию? На ней сойдётся любой, находящийся в поле закона и порядочности гражданин: христианин и мусульманин, буддист и иудей, свободомыслящий и атеист или безразличный к религии человек.

В-четвёртых, – любовь и уважение к Отечеству. Сколько копий сломано для доказательства деклараций: Я – патриот, а ты – …Здесь можно написать много всяких чёрных слов, но зачем? Ясно, что споры о патриотизме носят заведомо политический и корыстный характер. Он решается не в области идеологии, а трудовой жизнью человека, его повседневным поведением, самой естественностью его любви к стране, где он родился и потому не может не любить свою землю, если жизнь не изуродовала его. Подавляющее большинство людей – патриоты. Это естественно. Неестественно тем или иным группам лиц бороться за монополию на патриотизм. Это – непатриотично и непорядочно.

В-пятых, – почитание предков, хранение памяти о них. Здесь – огромное поле для взращивания добродетелей. У всех нормальных людей они есть в душе. Их бы вывести за ограду семейного круга и продолжать работу по укреплению нашей исторической памяти. Не хватает нам мемориалов. Слишком много миллионов россиян мы потеряли в XX веке, но вот-вот перестанем помнить и скорбеть о них. Здесь наш великий долг. Отдавать его, значит просветлять наши умы и сердца для добра, любви и заботы.

…Причастность мировому человечеству. Сегодня это кажется какой-то неуместной мечтой в условиях переходной, далеко не ясной обстановки. Но фактически мы уже во многом причастны к мировому человечеству через мировой рынок, мировое информационное пространство, через массовую культуру и т. д. Главное, видимо, в том, чтобы увидеть нравственный смысл этого единства мирового человечества, общность наших судеб.

В-шестых, – суверенность, независимость государства. Величайшая ценность – быть всем нам свободными и независимыми. Обладание ею – это и освобождение от подозрительности как друг к другу, так и к соседям. Только знать бы нам лучше, что эти ценности связаны и с достижениями культуры, науки и высоких технологий, образования и культуры, а не только с полезными ископаемыми.

В-седьмых, – демократия. Вот слово, судьба которого в России самая печальная и несправедливая. Не получается у нас демократии. Уж очень опасным, но главное слишком обязательным оказалось оно для многих политиков перестройки и реформ. Потому и не выдержали то ли незрелые демократы, то ли лжедемократы, успев при этом затоптать и опорочить это хорошее слово. Они сумели внушить народу, что вся пакость, которой так много в России – это следствие демократии. Но идея демократии – почти одно и то же, что и выражение «историческая неизбежность». Просто мы с таким трудом овладеваем её азами, что кажется и нет её, и не нужно.

В-восьмых, – благополучие и процветание России. Эта ценность, как и все другие ценности преамбулы, несомненна, очевидна и общенародна. Пусть даже некоторые и действуют противоположным образом, т. е., по сути, преступно, но трудно найти человека, который стал бы открыто порочить эти благородные идеи. Как бы мы ни понимали их, особенно способы, пути обеспечения благополучия и процветания нашей Родины, мы не можем не признать, что эти идеи входят в фундамент народного сознания, в мировоззрение каждого нормального гражданина России.

 

В-девятых, – ответственность за настоящее и будущее. Казалось бы, тоже очевидная вещь. За неё и агитировать не стоит. Ведь каждый понимает, что он отвечает, по меньшей мере, за себя, свою семью, за тех, кого он любит и уважает. Но, к сожалению, то, что очевидно в малом кругу жизни, становится незаметным как социальная добродетель. Исторически это легко объяснить. При советской власти было «всё кругом народное, всё кругом моё». Потому и тащили, и не берегли народное имущество. А сегодня дикое капиталистическое сознание бросило нас в другую крайность, в индивидуализм, в замкнутый образ жизни, в мой дом, мой коттедж, мою тусовку… Большинству из нас ещё предстоит понять, какой глубокий смысл имеет чувство ответственности не только за себя, но и за мир настоящего, в котором мы живём, и мир будущего, в котором будут жить наши дети, внуки, все наши потомки. Когда эта ценность поселяется в душе, она так возвышает и облагораживает человека, что ему кажется, что он возносится на вершины нравственной жизни и всё человечество становиться родным и близки ему. К счастью, то позитивное в глобализации, которое вовлекает нас в себя, помогает нам понять причастность к масштабным событиям современности, позволяет представить себя посланцем будущего, которому так важно в целости и сохранности передать людям мир, культуру и природу для дальнейшего обогащения и пользования.

В-десятых, – причастность мировому человечеству. Сегодня это кажется какой-то неуместной мечтой в условиях переходной, далеко не ясной обстановки. Но фактически мы уже во многом причастны к мировому человечеству через мировой рынок, мировое информационное пространство, через массовую культуру и т. д. Главное, видимо, в том, чтобы увидеть нравственный смысл этого единства мирового человечества, общность наших судеб. Это важное условие и терпимости, и доброжелательности к ближним и дальним, и способ подняться над личным и коллективным эгоизмом, национализмом и ксенофобией. Причастность каждого из нас мировому человечеству – это не фикция, а реальность. Поэтому так важно в целом соответствовать высокому статусу гражданина и своей страны, и мира.

Вот те очевидные ценности, которые содержатся в преамбуле Конституции Российской Федерации. Возможно, их и больше. Я не специалист по конституционному праву. Но и то, что лежит на поверхности, может и должно впечатлять. Общая особенность этих ценностей состоит в том, что они не противоречат никаким отдельным, как коллективным, так и индивидуальным верованиям и убеждениям. Они составляют обширное и прочное поле идейного, мировоззренческого единства и согласия россиян, т. е. того, что составляет духовную предпосылку всякой жизни, труда, веры и благополучия россиян как членов многонационального народа Российской Федерации. При этом удивительной особенностью этого единства и согласия является то, что оно не ущемляет, не стесняет, не обедняет и уж тем более не умаляет никакую религию, никакую веру, никакое мировоззрение, обеспечивая тем самым богатство культуры, богатство индивидуальностей и образов жизни.

Так что же нам от добра добра искать?


Геноцид в Руанде 1994 – кампания массовых убийств тутси и умеренных хуту, осуществленных военизированными формированиями экстремистов хуту в Руанде. Число убитых за 100 дней превысило 800 тысяч человек. Скорость убийств превышала в пять раз скорость убийств в немецких концлагерях в годы второй мировой войны.

2003 – 2004 гг.: этнические чистки в Дарфуре (Судан) как результат этно-религиозного конфликта, погибли сотни тысяч человек.

Ирак: вслед за массовыми репрессиями режима Саддама Хусейна после оккупации страны войсками коалиции западных стран во главе с США здесь набирает силу гражданская война между шиитами и суннитами, жертвами которой уже стали многие десятки тысяч человек.

Широкомасштабные этнические чистки сопровождали гражданские войны в Югославии в период с 1991 по 1999 годы. Особенно пострадало население восточной Хорватии и Сербской Краины (1991 – 1995), практически всей Боснии (1992 – 1995) и сербской провинции Косово с преобладанием албанского населения (1999). В результате этнических чисток десятки тысяч сербов, хорватов, боснийских мусульман и албанцев были изгнаны из родных мест. При этом отмечались факты массовых расправ, убийств и изнасилований в отношении мирного населения.

Примеры этно-религиозных конфликтов можно продолжать. Ужасно то, что уже на «индивидуальном» уровне в России начались ни дня не прекращающиеся убийства иностранцев, а конфликт в Кондопоге стал маленькой репетицией начала конца гражданского мира.

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru