Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2005, № 4 (37)
Сайт «Разум или вера?», 20.01.2006, /humanism/journal/37/borodavkin.htm
 

Rambler's Top100

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2005 № 4 (37)

ПАМЯТИ ТОВАРИЩА

Сергей Вадимович БОРОДАВКИН

5.IX.1946 – 22.II.2005

 

 

 

аш тихвинский "корчагинец"» – так говорят жители г. Тихвина Ленинградской области, поминая своего земляка Сергея Вадимовича Бородавкина, человека многих дарований, большого мужества, доброты и социальной ответственности. Россия даёт нам ещё один пример жизни, плодотворно и благородно прожитой в далеко не простых личных и социальных обстоятельствах. Это пример человека, победившего судьбу, пример, столь необходимый нам сегодня, когда эгоизм, пессимизм и равнодушие всё больше заполоняют наши души.

В детстве С. В. Бородавкин перенёс тяжёлое заболевание – полиомиелит и после серьёзных осложнений оказался прикованным к коляске инвалидом. Но его воля и дух оказались сильнее болезни. Ещё во время учебы он был рабочим-надомником, активистом горкома ВЛКСМ: внештатным инструктором, председателем пресс-группы, секретарем территориальной комсомольской организации. После окончания школы обучался на курсах английского языка, поступил на философский факультет ЛГУ, после окончания которого был рекомендован в аспирантуру. С 1976 г. он – кандидат философских наук. Его путь как педагога и учёного был связан с Северо-западным политехническим институтом, в котором он работал более 30 лет, завершив свою деятельность профессором, доктором наук.

Не менее впечатляет общественная работа С. В. Бородавкина. Будучи членом Всесоюзной организации инвалидов, а с 1988 по 1991 г. – председателем Ленинградской областной организации ВОИ, он принимает активное участие в решении проблем инвалидов, защищает их права на достойную и полноценную жизнь. С начала 1990‑х гг. С. В. Бородавкин – депутат Леноблсовета.

Поражает широта интересов и энергия человека, с детства страдавшего тяжёлым физическим недугом. Он исключительно мобилен, посещает многие города и области европейской части России, он – непременный участник дебатов местной общественности по вопросам социального обеспечения, коммунального хозяйства, трудоустройства, экологии, медицинского обслуживания…

Во всех своих делах, как научных, так и общественных, он был цельной личностью. В центре его мыслей и дел – человек, пути гуманизации личности и общества. Всё, начиная от его предвыборной программы до разработанной им конструкции инвалидной коляски, имело одну цель – благополучие человека. Эта цельность и гармония воли, мысли и дела нашли яркое воплощение в трудах С. В. Бородавкина. Его перу принадлежит насколько десятков статей и ряд монографий. Главным, посмертно изданным его трудом стала работа «Гуманизм и гуманность как два языка культуры», в которой на огромном историческом и теоретическом материале показана неизбежная для нас актуальность гуманизма, его первостепенная важность для достойной жизни личности и общества.

Несмотря на свою исключительную занятость, С. В. Бородавкин не остался в стороне от организованного гуманистического движения. В конце 1990‑х гг. он создает Ленинградское областное региональное отделение Российского гуманистического общества, становится автором журнала «Здравый смысл». Он пришёл в российское гуманистическое движение не просто как теоретик, просветитель и общественный деятель, но прежде всего как достойный человек, как оптимист, полный любви и заботы о людях.

Он много знал и многое понимал. В своих работах и дневниках он оставил нам много бодрых и жизнеутверждающих мыслей, глубоких обобщений и простых, но столь значительных наблюдений. «Жизнь, – записал он в своем дневнике (16.07.92), – постоянно преподносит неприятности (в виде новых затруднений, препятствий), поэтому относиться к ним следует как к обычному, рядовому явлению. Наоборот, радость – вещь редкая, необычная, поэтому её надо культивировать, замечать. Люди же обычно относятся к приятным минутам как к должному, рядовому, а к горестным, трудным моментам – как к необычным, акцентируют внимание на них. Отсюда и пребывают чаще всего в расстроенном состоянии».

В. С. Бородавкин умел ценить жизнь и проживать каждый её день как уникальный дар. Эта удивительно солнечная позиция была полна трудного, но радостного служения человеку, служению истине, добру, демократии и справедливости. И нам так важно хранить светлый образ этой Личности, потому что жизнь таких людей создает подлинное величие России.

Исполком Российского гуманистического общества

 

Сергей Вадимович БОРОДАВКИН
Гуманизм и гуманность как два языка культуры: Науч. изд. СПб.: Изд‑во «Руссхо-Балтийский информационный центр "БЛИЦ"» 2004. 240 с.

По мнению автора, традиционный гуманизм как система взглядов испытывает глубокий кризис, ему не удалось предотвратить разрыва между человеком и бытием, отчуждения от человека созданной им и закабалившей его научно-технической сферы, господства «власти толпы». Необходим новый подход и переосмысление гуманистических идеалов. Автор разрабатывает такой подход на основе достижений современных исследований в области семиотики, герменевтики, социальной синергетики, т. е. на стыке наук.

«Когда личность становится базовым ресурсом общества, а самосовершенствование человека – доминирующим мотивом истории, на первый план выходит актуализация не только всех резервов человеческого сознания, предполагающая обретение высокоразвитой культуры мышления и чувствования, но и проявление скрытых или резервных возможностей человека. Можно предположить, что человечество приближается к видовому скачку…»

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru