Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2004, № 4 (33)
Сайт «Разум или вера?», 15.03.2005, /humanism/journal/33/kudishina.htm
 

Rambler's Top100

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2004 № 4 (33)

РГО: СОБЫТИЯ

 

 

Вдохновляясь
мощью гуманности

Анна Кудишина

 

Летом в жизни Российского гуманистического общества происходят, как правило, наиболее интересные и важные события. Это международные конференции и симпозиумы, загородные семинары, встречи, поездки за рубеж активистов РГО или учёных и студентов, изучающих проблемы современного гуманизма.

Летом 2004 г. состоялась «премьера» Международной летней школы «Современный гуманизм, натурализм и критическое мышление». Занятия проходили в течение двух недель – с 25 июля по 6 августа – на философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова. Инициатива проведения этого мероприятия принадлежит профессору В. А. Кувакину, президенту РГО. Она была поддержана одним из постоянных партнеров РГО, руководителем Центра исследований (США) профессором Полом Куртцем и деканом философского факультета профессором В. В. Мироновым. Слушатели могли только догадываться, какая огромная предварительная работа была проделана инициаторами этого новаторского проекта, взявшими на себя ответственность за его реализацию.

В аудитории МГУ во время занятий Летней школы

В Летнюю школу приехали более 30 слушателей из разных городов и весей России: Санкт-Петербурга, Барнаула, Казани, Иркутска, Волжского, Коломны, Архангельска, Астрахани, Нижневартовска, Москвы, Сыктывкара, Иваново. Всех не перечислить. Широкой была не только география, но и возраст слушателей (от 22 до 72 лет!) и их социальный статус: преподаватели, студенты, аспиранты, инженеры, врачи, журналисты, представители региональных отделений РГО. Их привлекала возможность общения, новых знакомств, а для гостей столицы доступными делались библиотеки, театры, музеи. Но главными, разумеется, были не внешние факторы, а сами философия и гуманизм, как они видятся с другого конца земли – из Америки. Сама идея проведения Летней школы пришла к нам также из практики работы университетов в США. И профессора были оттуда же, из Международного института в Амхёрсте (штат Нью‑Йорк).

Почётным гостем Летней школы и сюрпризом для её участников стал академик Александр Николаевич Яковлев, председатель Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий в СССР. Беседа с «архитектором перестройки» была незабываемо интересной и поучительной. Он поддержал идею Летней школы и пожелал её участникам успехов.

Проф. В. А. Кувакин
Проф. Чарльз Уильям Кук
Д‑р Дэвид Ричард Коепселл
Проф. Джон Райдер

Несколько подробнее стоит сказать о лекторах и прочитанных курсах. Лекции по критическому мышлению и философскому натурализму читал Дэвид Ричард Коепселл, исполнительный директор Совета по светскому гуманизму, кандидат юридических и доктор философских наук. Он имеет восьмилетний опыт работы юристом и одновременно является доцентом философского факультета Университета штата Нью‑Йорк в Буффало, специализируется по философии права, онтологии и этике. Тема его диссертации – «Онтология киберпространства: право, философия и будущее интеллектуальной собственности». Профессор Коепселл является автором и издателем ряда книг и статей по праву, философии и этике: «Дж. Сёрл об институтах социальной реальности», Oxford UK: Blackwell , 2003; «Перезагруженный мир», New York: Writer's Club Press, 2002; статьи – «Введение в специальный выпуск "Конструирование социальной реальности" Дж. Сёрла: Наука об обществе» // Американский журнал экономики и социологии, 2003, т. 62, № 1; «Введение в прикладную онтологию» // Американский журнал экономики и социологии, 1999, т. 58, № 2, и др. Тематика его лекций по критическому мышлению была следующей:

– логика и аргументация;

– распознавание посылок;

– формальный анализ посылок;

– представление вашего факта;

– критика посылок и их опровержение;

– критика и опровержение выводов;

– защита вашего факта;

– формулировка и обоснование причинно-следственного умозаключения.

Во время занятий. С. Неугодова, соредактор альманаха «Светский союз», и Г. Шевелёв, ведущий сайта РГО www.humanism.al.ru (Санкт‑Петербург)

Лекции Д. Коепселла по философскому натурализму были связаны в основном с анализом философии Джона Дьюи и её дальнейшей разработкой в американских традициях натурализма и прагматизма. Их темы распределялись таким образом:

– работа Джона Дьюи «Опыт и природа», её значение для натуралистической трактовки опыта и философского метода;

– природа, цели и исторические события;

– природа, средства и знание;

– природа, коммуникация и значение;

– природа, разум и субъект.

Лекции по гуманизму были прочитаны доктором философии Чарльзом Уильямом Куком, директором отдела международного развития и международных программ Центра исследований (Амхёрст, США). Доктор Ч. Кук – профессор университета штата Нью‑Йорк в Буффало, главный редактор журнала «Открытое общество», организатор многих международных гуманистических конгрессов, уникальный специалист по истории гуманизма в Новой Зеландии, Индии, на африканском континенте. Перу проф. Ч. Кука принадлежит большое число публикаций, в частности, «The Blasphemy Depot: A Hundred Years of the Rationalist Press Association» («Преследования за богохульство: Столетие ассоциации рационалистической прессы»), London: RPA, 2003); «A Rebel to His Last Breath: Joseph McCabe and Rationalism» («Мятежник до последнего вздоха: Мак Кейб и рационализм»), Buffalo, NY: Prometheus, 2001, «Heathen in Godzone: Seventy Years of Rationalism in New Zealand» («Язычник в зоне Бога: 70 лет рационализма в Новой Зеландии»), Auckland: NZARH, 1998 и др. В рамках курса «Что такое гуманизм?» Ч. Кук прочитал следующие лекции:

– что такое гуманизм (проблема определения);

– гуманизм в античной Греции;

– возрождение гуманизма в эпоху Ренессанса;

– гуманизм в эпоху Просвещения;

– гуманизм в индийской мысли;

– гуманизм в китайской мысли;

– конфликт между наукой и религией;

– смертность души;

– гуманизм и атеизм;

– планетарный гуманизм.

Еще одним лектором по курсу философского натурализма был Джон Райдер – профессор философии, директор отдела международных программ Университета штата Нью‑Йорк, президент альянса «Университеты за демократию» и участник многих научных и общественных мероприятий, связанных с развитием международного сотрудничества, сближения учебных стандартов и укрепления демократических основобразования и высшей школы. Область научных интересов Джона Райдера – современная американская философия, философия в Восточной Европе и России, моральная и социальная философия, философия образования.

Проф. Джон Райдер – автор и редактор многих статей и книг, в частности, «Деконструкция и реконструкция» (в соавторстве, 2004), «Прагматизм и ценности» (в соавторстве, 2004), «Интерпретируя Америку: Русско-советские исследования истории американской мысли» (1999), «Американский философский натурализм в XX в.» (антология под редакцией Дж. Райдера, 1994) и др. Тематика лекций доктора Дж. Райдера была следующей:

– исторические предпосылки возникновения натуралистической философии, связь натурализма с ведущими философскими традициями (платонизм, картезианство и др.);

– разновидности американского натурализма в XX в.;

– два вида современного натурализма: прагматический натурализм и натурализм обыденный;

– натурализм и религия;

– натурализм и этика;

– натурализм и социальная теория. Общие выводы.

Трудно определить, какой из перечисленных курсов был самым интересным, так же как и трудно сказать, кто из американцев вызывал больше симпатий у слушателей. Большинством качество лекторов было оценено как высокое. Для многих из нас, «птенцов», советской средней и высшей школы, знакомство с практикой личностно-ориентированной методики обучения было ценным и важным опытом. Надо также добавить, что с нами работал высококлассный переводчик, имеющий профессиональную философскую подготовку, кандидат философских наук Анастасия Митрофанова. Во многом благодаря её мастерству участники Летней школы, не владеющие английским языком, констатировали, что общение состоялось.

По итогам работы было выдано 28 сертификатов об участии в Международной летней школе. Анализ анкет, заполненных её участниками, показывает, что первый опыт удался. Было выражено желание продолжить работу и в следующем году, превратить новацию в традицию. Некоторые слушатели школы выступили с конкретными предложениями относительно программы работы Школы. Так, например, были пожелания прослушать курсы «Гуманизм как практика», «Гуманизм и социальные технологии», «Гуманизм как прикладная этика». Были высказаны идеи создания круглых столов, спецкурсов по выбору студентов, а также постоянно действующего оргкомитета Летней школы.

В целом можно сказать, что проведение РГО совместно с философским факультетом МГУ им. М. В. Ломоносова Международной летней школы – это удачный учебно-научный и общественно-просветительский проект. Хочется надеяться, что он превратится в эффективную форму просвещения и повышения квалификации всех, кто интересуется современным гуманизмом и связанными с ними областями знания – философией, педагогикой, этикой, психологией, антропологией и культурологией.

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru