Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2004, № 3 (32)
Сайт «Разум или вера?», 05.12.2004, /humanism/journal/32/feuerbach.htm
 

Rambler's Top100

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2004 № 3 (32)

ФИЛОСОФИЯ СВОБОДОМЫСЛИЯ И ГУМАНИЗМА

Людвиг Фейербах

Фрагменты к характеристике моей философской биографии

 

 

избранные афоризмы

 

■  ...Вместо бессмертных индивидов «новая религия» должна скорее постулировать сильных людей, здоровых душой и телом. Здоровье имеет для неё большую ценность, чем бессмертие.

■  Только для жалкого человека мир жалок, только для пустого он пуст. Сердце – по крайней мере, здоровое сердце – находит уже здесь своё полное удовлетворение.

■  Верить в Христа – это значит не дать недостаткам человека сбить себя с толку относительно его доброй сущности, не позволять печальному опыту, доставляемому нам отдельными человеческими индивидами, сбить нас с толку относительно человека вообще. Христос был этот человек как человек вообще. Вера в Христа – это вера в человека.

■  Тайна добродетели – это привычка.

■  Порок – это реакция природы против окоченелого правила морали.

■  Пороки людей часто лучше, чем их добродетели.

■  Я говорю тебе: величайшим промахом в твоей жизни было то, что ты никогда не ошибался, никогда не грешил.

■  Любовь другого говорит тебе, что ты есть; один лишь любящий имеет в своих глазах и руках истинную сущность возлюбленного. Для того чтобы познать человека, надо его любить.

■  Следуй бесстрашно твоим стремлениям и склонностям, но только всем! Тогда ты не падёшь жертвой единственного.

■  Ни одно существо не предназначено для счастья, но, что живёт, именно потому, что живёт, предназначено для жизни. Но жизнь жизни есть любовь.

■  Не давай дереву проявляться в листьях, цветах и плодах, и оно засохнет. Не давай любви проявляться, и она задохнётся в своей собственной крови.

■  Лучше окружить любовью даже самый пустой и ничтожный предмет, чем погружаться без любви в своё собственное Я. Но только предмет истинной любви развивает и обнаруживает также истинную сущность человека.

■  Люби, но воистину! И все остальные добродетели сами собой придут к тебе.

■  Вечно то, конец чего есть мой собственный конец.

■  Одна лишь любовь разрешает тебе загадку бессмертия.

■  Истинно гуманный метод обучения, по крайней мере относительно вещей, которые задевают человека, состоит в том, чтобы выражать только предпосылки и предоставить собственному уму читателя или слушателя выводить следствия.

■  О вкусах не спорят. Один находит удовольствие в том, чтобы казаться больше, чем есть, другой же – в том, чтобы быть больше, чем он кажется.

■  Будущее не надо никогда делать непосредственным предметом своего мышления и своих забот. Разумное наслаждение настоящим – это единственно разумная забота о будущем.

■  Долой жалобы на краткость жизни! Она - уловка божества, благодаря которой оно прокладывает путь к нашему уму и сердцу для того, чтобы выцедить наши лучшие соки для пользы других существ.

■  Удивительно, хотя и легко объяснимо, что именно те люди, которые меньше всего принимают участия в успехах человечества, которые даже выступают против них враждебно, которые в своём религиозном и интеллектуальном развитии стоят ещё теперь на точке зрения давно прошедших веков, которые, таким образом, меньше всего обнаруживают в этой жизни стремление к усовершенствованию, – я разумею господ духовных лиц и теологов, – больше всего выдвигают удовлетворение этого стремления как основание необходимости другой жизни.

■  Пиетистский Бог поступает точно так же, как тот хирург... который, для того чтобы достать себе клиентов, сам сперва ранит людей и затем их лечит.

■  Природа всюду связывает наиболее красивое и глубокое с обычным в человеческом смысле слова. Лишь тот по этому мыслит созвучно с природой, лишь тот следует её методу, кто связывает высшие предметы мышления с наиболее обычными потребностями и проявлениями природы, кто находит даже в кишках животных «питание для духа» и материал для размышлений.

■  Все абстрактные науки увечат человека; одно лишь естествознание приводит его опять в прежнее состояние, обращается ко всему человеку, ко всем его силам и чувствам.

■  Как некогда от церкви, так теперь дух должен освободиться от государства. Лишь одна гражданская смерть является теперь той ценой, за которую ты можешь приобрести себе бессмертие духа.

■  Только действительное существо, только то, что составляет предмет чувств, является также предметом действительной любви. Пожертвовать своё сердце существу, которое существует лишь в вере, в силе воображения, это значит пожертвовать действительною любовью воображаемой, мнимой любви.

■  Христианство – это средние века человечества. Мы поэтому ещё сегодня живём в варварстве средних веков. Но боли рождения новой эпохи начинаются в наше время.

■  Что является наиболее верным признаком, что религия не обладает больше внутренней жизненной силой? Когда князья мира предлагают ей свою руку для того, чтобы опять поставить её на ноги.

■  Бог был моей первой мыслью, разум – моей второй, человек – моей третьей и последней мыслью. Субъект божества – разум, но субъект разума – человек.

■  Отчего происходят пробелы в нашем знании о природе и границы в нём? Оттого, что знание не составляет ни основания, ни цели природы.

■  «Наука не разрешает загадки жизни». Пожалуй, но что отсюда вытекает? Что ты переходишь к вере? Это значило бы попадать из огня в полымя. Что ты переходишь к жизни, к практике. Те сомнения, которых не разрешает теория, их разрешает тебе практика.

■  Твоя первая обязанность – сделать себя самого счастливым. Если ты счастлив, то делаешь также и других счастливыми. Счастливый может видеть вокруг себя лишь счастливых.

■  Никакой религии! – это моя религия; никакой философии! - моя философия.

■  Что я такое? Ты меня спрашиваешь? Подожди, пока меня больше не будет.

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru