Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2004, № 2 (31)
Сайт «Разум или вера?», 12.09.2004, /humanism/journal/31/rajnesh.htm
 

Rambler's Top100

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Весна 2004 № 2 (31)

РЕЛИГИЯ И РАЗУМ

ЧЕЛОВЕК –

враг
самому себе

Бхагаван Шри Раджнеш 

 

елигии разрушили цельность человека. Они его разбили не просто на части, а на противоположенные части.

Величайшее преступление против человечества было совершено религиями: они сделали человечество шизофреничным, они дали каждому разделённую персональность. Это было сделано очень хитро и искусно. Сначала человеку сказали: «Ты не есть тело», а потом: «Тело – твой враг». И как логический вывод последовало: «Ты не часть этого мира, и этот мир – не что иное, как наказание, вы отбываете тут наказание. Ваша жизнь и быть не может радостью, она может быть только трауром, она может быть лишь трагедией. Вам оставлены на Земле лишь страдания».

Они вынуждены были сделать это для того, чтобы проповедовать Бога, который есть лишь поэтический вымысел, и восхвалять небеса, которые есть продолжение человеческой алчности, и пугать людей адом, который порождает великий страх в самом центре человеческой души. Таким образом они изъяли душу человека и рассекли ее.

Ни одна религия не признает простого, естественного и очевидного явления, что человек есть единство, и этот мир не наказание, этот мир не отделён от человека. Человек укоренён в этом мире точно так, как укоренены деревья. Эта планета Земля – его мать.

Все религии изменяли Земле, они предавали собственную мать, они предавали свой источник жизни, они осуждали Землю, они убеждали за отречение от нее, отречению они постоянно придают особое значение.

Но как вы можете отречься от собственной природы? Вы можете притворяться, вы можете лицемерить. Вы можете дать поверить, что вы больше не часть природы, но даже ваши величайшие святые зависимы от природы точно так же, как и ваши величайшие грешники. Им нужна пища, им нужна вода, им нужен воздух, их потребности не изменены. В чем же их отречение?

Отречение порождает в них расщеплённый разум. Они распадаются на части, и эти части постоянно борются друг с другом. Это основная причина человеческого несчастья, и это становится чуть ли не установкой, потому что люди страдали тысячелетиями. Теперь они считают само собой разумеющимся, что «такова наша участь, это – наша судьба, это – рок, и с этим ничего не поделаешь». Реальность же такова, что это – наша глупость, наше неразумие.

Конечно, эти вымыслы очень выгодны священникам. Они не беспокоились о том, чтобы собрать человечество из этих кусочков в целое. Здоровый и цельный человек, не разделённый на части, священниками порабощён быть не может. Только человек страдающий нуждается в молитве и в надежде, что, может быть, Бог ему по может. Для того, чтобы существовал Бог, человек должен страдать. Чтобы Бог становился реальнее, человек должен становиться все шизофреничнее...

ем больше человек страдает, тем легче его убедить в необходимости молитвы, религиозных ритуалов, потому что он хочет избавиться от страдания. Его можно убедить в реальности спасителей, предвестников Бога, пророках. Но человек, живущий в блаженстве, живущий радостной жизнью, не нуждается ни в каком Боге. Человек, который свою жизнь проживает, не нуждается ни в какой молитве. Все дело в болезненности человеческого разума, который совершенно необходим священникам в их профессии.

Невероятно трудно найти человека целостного, каждый являет собой фрагмент. Кто‑то духовен, он отрекается от своего тела; кто‑то материалист, он отрицает свою душу. Духовный человек отрицает не только свое тело, он отрицает и разум.

се теологи очень жестоки и очень монополистичны. В конце прошлого века в Америке проходило большое религиозное движение, оно называлось Христианская Наука. Они верили только в душу. Все остальное – лишь иллюзия, даже ваши мысли, в них нет реальности. У них были свои церкви, в которых они собирались на обсуждение своей великой философии.

Есть люди, отрицающие даже существование тела. Есть люди, отрицающие существование разума. И есть также люди, отрицающие души, они говорят, что истинно только тело, а все остальное – вымысел. Все эти люди - спиритуалисты. Материалисты согласны в одном, что они не сохраняют человека естественным, единственным органическим целым. Что‑то должно быть отброшено. Но то, что вы отбрасываете, повисает вокруг вас, это часть вас. Постоянными упражнениями (упражняясь веками) вы можете себя убедить. Но если ваша уверенность не соответствует природе, то результатом будет страдание.

Страдает все человечество, и поразителен тот феномен, что страдания человечества исходят от этих религиозных идей, не позволяющих человеку нормально развиваться, жить, любить. Когда начинаются страдания, они говорят: «Вот видишь! Не мы ли тебе говорили, что этот мир – всего лишь наказание?» Это очень коварная стратегия. Сначала вы страдание создаёте, а потом используете это страдание как аргумент для поддержания идеи, что вы рождены в грехе и ваше пребывание на Земле, а не в раю, является наказанием.

Вы страдаете, потому что Адам и Ева верили в Бога. Это странная логика: если даже Адам и Ева ослушались Бога, не такой уж это был великий грех, что они всего лишь съели одно яблоко. Из‑за съеденного яблока, и мы не знаем, существовали ли вообще когда-либо Адам и Ева. Прошли тысячелетия, а вы все страдаете, потому что вы несете их наследство. Вы им родня, и ваши предки были грешниками, потому и вы тоже грешны, и жизненные горести тому доказательство – отчего же иначе в мире столько страдания?

Религии были очень коварны, священники были очень бесчеловечны. Они разделили человека и поставили его против себя самого; борясь с собой, он страдает. Целостный человек будет сверхчеловеком, он будет наисчастливейшим, он будет обладать всеми благостями, какие только эта прекрасная планета может на него излить. Почему цельный человек может быть блажен? Потому что он полон, живёт интенсивно, каждый миг он выжимает из жизни всё. Его жизнь – это танец, его жизнь – праздник. И внезапно, когда ваша жизнь становится праздником, вы уже не можете поверить в то, что она – наказание. Вы можете насквозь увидеть ложь священников, и тогда вам не нужен никакой рай, потому что вы им уже владеете здесь и сейчас.

То, что мы называем человечеством, является полем боя. Каждый был так или иначе разрушен, рост каждого был остановлен. Выносящие приговор, осуждающие, а таковы все священники, видеть не могут кого‑то счастливым, радостным, они немедленно восстают против него и начинают осуждать его радость, его счастье. И они разработали против человека великие доводы, разрушающие человеческие радости. Самым веским доводом у них является то, что жизнь очень мала, а радости очень эфемерны, переменчивы. Не позволяйте себя этим обмануть, потому что, обманувшись этим, вы упустите высшее райское блаженство.

Естественно, ставка очень велика. Не захотите же вы разрушить ваше вечное блаженство в раю просто ради маленького удовольствия насладиться утренним чаем. Эта жизнь состоит из маленьких радостей, и если все эти радости сложить вместе, ваша жизнь становится радостью сама по себе. Больших радостей не надо. Их рай с его вечным блаженством – это лишь поэзия, потому что никто никогда его не видел, никто оттуда не возвращался и не говорил: «Да, я тому свидетель».

Всё то, что истинно, реально разрушалось во имя фиктивных богов и во имя вымышленных удовольствий. Есть только одна надежда, что в один прекрасный день человек поймёт: сколько же он может оставаться в тюрьмах, созданных священниками? Они могут именовать их церквями, храмами и мечетями; неважно, какие названия они дают своим тюрьмам. Так больно видеть людей с клеймами, как у рогатого скота: кто‑то индуист, кто‑то мусульманин, кто‑то христианин.

бойдя всю землю, очень тяжело найти хоть одного не проштампованного человека, который остался самим собой, кто является одним единым целым, кто без страха живёт согласно своей природе.

Не существует иной религии, кроме самой природы, и вам не надо обучаться тому, что такое природа. Когда вы испытываете жажду, вы знаете, что вам нужна вода. Когда вы голодны, вы знаете, что нуждаетесь в пище. Ваша природа постоянно руководит вами. Нет иного руководства, кроме природы. Всякое иное руководство вводит в заблуждение. Оно уводит вас от естественного течения, и когда вы сбиваетесь со своего естественного, природного пути, начинается несчастье. А ваше несчастье им в радость, потому что только несчастный ходит в церковь, только несчастный идет в храм.

Когда вы счастливы и радостны, молоды и здоровы, кто же будет интересоваться церквами? Жизнь так богата, и жизнь – это такая радость, кто захочет ходить на эти кладбища, где печаль считается признаком серьёзности, где мрачное лицо считается религиозностью, где нельзя рассмеяться, иначе вас сочтут за психа, где запрещено танцевать, где любовь не дозволена, где вы должны сидеть и слушать мёртвые слова, такие старые и такие пыльные, что они не трогают вас за душу, они не волнуют ваше существо. Но эти церкви, храмы и мечети завладели человеком.

Это не может продолжаться бесконечно. Когда‑то разум человеческий взбунтуется.

Единственная надежда – это бунт. Когда‑то человек разрушит все эти так называемые Божьи дома, потому что эта планета, это звёздное небо является здесь единственным храмом, все иные храмы созданы человеком. И эта жизнь в деревьях, в животных, в людях – единственный живой Бог.

оги, заседающие в храмах, созданы человеком. Очень странно, что эти религии продолжают настаивать: «Бог сотворил мир». Хотя сами их боги созданы людьми. Они говорят: «Бог сотворил человека по своему образу и подобию». Правильным будет как раз обратное: «Человек создал Бога по своему подобию». Поэтому‑то китайский бог отличается от индийского, африканский бог отличается от европейского бога, потому что люди создают богов по своему подобию. Эта глупость достигает крайности: вы создаёте эти образы и потом преклоняете перед ними колена. Можете себе представить что‑то более идиотичное? А потом вы начинаете молиться.

Можно простить детям: они любят свои игрушки, любят своих плюшевых мишек. Но вы же выросли. Ваши плюшевые мишки хранятся в ваших храмах, в ваших церквах, синагогах, но это – те же игрушки, они носят то же самое название. Ребёнок без своего плюшевого медвежонка чувствует себя одиноким. Несколько дней назад тут был один маленький ребёнок. Его мать – саньясинка Амрито из Греции, и, когда я был в Греции, он очень со мной подружился. И он купил мне плюшевого медведя! Он сказал мне: «Я не уеду из Индии, пока не отдам мишку Бхагавану, потому что он живёт один, ему нужен товарищ».

Что такое ваши боги? Это утешение, потому что даже в толпе вы чувствуете, как одиноки. Вам нужен плюшевый мишка в небе, постоянный плюшевый медведь, который всегда будет с вами. Он всезнающ, всемогущ, он может всё. Он – просто утешение. Люди, верящие в Бога, не позволяют себе быть взрослыми, они отстали в своей психологии, иначе не было бы необходимости ни в каком Боге.

Жизнь самодостаточна, и она так прекрасна, так полна песен и цветов, и парящих птиц, она совершенно свободна для становления и пребывания самим собой. Она не даёт вам Десяти Заповедей, она принимает вас такими, какой вы есть. Она не очень суетится по поводу того, каким вы должны быть, её любовь и почтение ко всему живому безусловна. Почему вам нужны ваши боги? Потому что вы несчастны. Эта стратегия не позволит людям быть счастливыми, иначе исчезнет религия.

одном из своих величайших откровений Бертран Рассел сказал: «Если весь мир будет счастливым, я могу гарантировать, что религий не станет». В том, что он говорит, скрыта потрясающая правда. Религия хочет, чтобы люди оставались бедными, оставались больными, оставались несчастными, всегда пребывали в тревоге. Тогда они, естественно, становятся нерешительными, им нужна какая‑то поддержка, и священник готов эту поддержку дать. Он готов сообщить Богу, что этому человеку нужно сострадание, хотя похоже, что никакая молитва не будет услышана.

Но священники – люди очень умные. Они говорят: «Ваши молитвы не доходят, потому что вы этого недостойны. Вы не заслужили. Вы грешны. Вы действуете против религии». Но жить, не совершая никакого греха, почти невозможно. Они сделали для человека невозможным всё, так что теперь недостоин каждый. И, естественно, если вы недостойны, у вас есть желания, вы к чему‑то стремитесь – всё запрещено. Вы – биологическое существо. Каждая ваша клеточка есть не что иное, как сексуальная энергия. Вам бы хотелось кого‑то любить, но против этого выступают все религии. Полюбите, и ад вам обеспечен! Но ваша природа вынуждает вас любить, и так вы любите вполсердца, со страхом, с великой печалью в душе, зная, что совершаете грех. Естественно, вы не можете наслаждаться любовью, и поскольку вы не можете наслаждаться, вам надо ещё, и поскольку вы нуждаетесь в большем, вы становитесь все большим грешником. Так что вы можете сказать любому, даже не интересуясь его биографией, что он недостоин, и поэтому его молитва не услышана. В действительности же услышать некому. На самом деле, кому ответить? Молящийся человек где‑то остановился в психологическом развитии.

После Второй мировой войны вычисляли среднее умственное развитие солдат, к тому времени психологи преуспели в измерении интеллекта. И они были шокированы. Они никогда не думали, что получат такой результат. Среднее умственное развитие солдат оказалось на уровне тринадцатилетних! И эти солдаты не менее разумны, чем кто-либо другой.

Так что, похоже, тело продолжает расти и стареть, конечно, а умственное развитие останавливается в четырнадцать лет. Так что вам может быть восемьдесят лет, но, преклоняясь перед Богом, вы всего лишь тринадцатилетний мальчик, хотя преклоняется ваше тело. Но это также и ваша психология.

Рис. Джеральда Фрида из журнала «Sceptical Inquirer», март – апрель 2004
(на венике – надпись «НАУКА»)

Религия принесла много вреда. Никто не интересовался, почему умственное развитие останавливается. Это так просто: в этом возрасте мальчики и девочки становятся половозрелыми, природа больше не нуждается в разуме.

До тех пор, пока вы сами не совершите усилия, ваше умственное развитие так и останется тринадцатилетним. Природа достигла осуществления. Сексуально вы созрели. Этого разума достаточно для воспроизведения потомства. Если вы хотите, чтобы разума стало больше, то вам надо приложить усилие, тогда вам надо медитировать, тогда вам нужно заострить свой разум.

Но все религии хотят, чтобы вы никогда не были разумны, потому что все их учения основаны на вере. Верующему не нужен никакой разум. До тех пор, пока вы не научитесь сомневаться, ваш разум расти не будет, потому что сомнение означает исследование. Вера же значит, что нет никакого разговора ни о каком исследовании.

Из-за наложенных на человека систем веры четырнадцатилетние становятся христианами, индуистами, мусульманами. Если их умственное развитие будет совершенствоваться, они начнут понимать что‑то. То, что они привыкли считать религиями, – не что иное, как суеверие. Если их разум будет расти, они усомнятся в существовании Бога, неба, ада, они усомнятся в священнике и его религиозности, они начнут вопрошать. А у религий нет ответов.

Только что я говорил вам, что джайнизм считает одной из основ своей религии невкушение. Я спросил у одного монаха-джайна: «Если невкушение является основой вашей религии, зачем тогда природой даны человеку вкусовые рецепторы?» Природа без необходимости ничего никогда не даёт.

Буддийский монах при ходьбе не должен поднимать взгляда выше четырёх футов. Ему нельзя поднять головы, потому что он может увидеть прекрасную женщину, вот в чем проблема. Глядя вперёд на четыре фута, самое большее, что он может увидеть, так это ноги женщины, но не женское лицо.

«Но если в любви между мужчиной и женщиной что‑то не так, почему природа дала стремление к ней?» – спросит любой разумный человек. Даже Будда не был бы рождён. Хорошо, что отец Будды не был буддийским монахом, иначе бы мы лишились всех этих великих людей. Природа хочет воспроизводить новую жизнь, новые формы; лучшую жизнь и лучшие формы.

Природа является постоянным процессом эволюции. Но религия против, потому что чем более развита личность, тем меньше вероятность, что она может стать жертвой какой-либо религиозной глупости.

Если будет развиваться разум, храмы опустеют, но жизнь станет необычайно прекрасной.

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru